Top.Mail.Ru
архив

Нефтяной Фигаро

На прошлой неделе Минимущество внесло в правительство предложение о продаже госпакета акций «Славнефти» не мелкими пакетами, как предполагалось раньше, а единым лотом – 74,95% акций. Правительство намерено назначить дату продажи до конца месяца, а избавиться от госпакета – до конца года. Причина такого решения – потребности бюджета, которому не хватает денег на выплаты по внешнему долгу. По сообщению Reuters, предварительные расчеты показывают, что не хватает около $150 млн. Финансовый резерв под обслуживание долга раньше предполагалось создать за счет продажи на западе 5,9% акций «ЛУКойла» – правительство рассчитывало получить за него около $800 млн. Но из-за неблагоприятной конъюнктуры акции нефтяного холдинга на Лондонской фондовой бирже так и не разместили. В РФФИ обнаружили, что не выполняют план по «сдаче в бюджет» средств от приватизации, и решили предложить правительству расстаться сразу со всеми акциями «Славнефти». Если бы не неудача с акциями «ЛУКойла», в этом году было бы продано только 19,68% акций «Славнефти», а в будущем – еще 5%.

Сообщение о возможной продаже 75% акций «Славнефти» вызвало у нефтяных холдингов прилив воодушевления. Особенно «загорелись глаза» у тех компаний, которым не составит труда быстро собрать необходимое количество финансовых гарантий для участия в предстоящих торгах – «Сургутнефтегаза» (много накоплений от операционной деятельности) и ЮКОСа (большие кредитные возможности за счет высокой капитализации). «Сургутнефтегаз» уже пару лет как превратился в синоним Скупого рыцаря – говоря об этой компании, едва ли не все аналитики тут же вспоминают о $4 млрд, которые сургутяне держат на депозитах и ничего не покупают. И тут, наконец, представители компании заявили АНИ: «Мы готовы к жесткой борьбе за активы «Славнефти». Готовы заплатить за продаваемый пакет $1,5 млрд и даже больше. «Славнефть» – это та компания, где все готово и хорошо работает». (Правда, на следующий день «Сургутнефтегаз» забрал свои слова обратно: «информация об участии компании в аукционе по акциям «Славнефти» не соответствует действительности. Руководство «Сургутнефтегаза» не могло принять решения об участии в аукционе, поскольку еще нет распоряжения правительства и неизвестны условия торгов»). «ЛУКойлу» и ТНК, скорее всего, в короткие сроки найти полтора миллиарда долларов будет непросто – обе компании в этом году и так сделали слишком много заимствований. Хотя можно предположить, что ТНК не останется равнодушной к предстоящей продаже – все-таки тюменцы остаются совладельцами трастовой компании по управлению 12,98% акций «Славнефти» и пакетами акций ее дочерних компаний (партнерами ТНК в управлении этими активами являются «Сибнефть», бывший президент «Славнефти» Михаил Гуцериев и предприниматель Михаил Некрич).

Но решительнее всех настроены на покупку «Славнефти» Абрамович и Швидлер. Некоторые аналитики даже уверены в том, что именно «Сибнефть» пролоббировала увеличение предлагаемого к продаже пакета. Надо полагать, деньги для участия в аукционе «Сибнефть» найдет без проблем – в крайнем случае, акционеры компании заложат кое-что из своих алюминиевых активов. К тому же «Сибнефть» вышла победительницей из летней стычки с Межпромбанком, и теперь «Славнефть» управляется сплошь бывшими соратниками Швидлера.

Вообще надо сказать, что в этом году в паруса «Сибнефти» постоянно дует попутный ветер. «Сибнефть» выиграла борьбу за оперативное управление «Славнефтью» и, скорее всего, сможет провести выгодный ей вариант получения акционерного контроля над компанией. Одновременно у команды Абрамовича и Швидлера существенно усилились позиции в борьбе за Московский НПЗ. Напомним, что «Сибнефть» в альянсе с «Татнефтью» конфликтуют с Московской нефтяной компанией. Еще летом МНК через входящую в ее состав ЦТК владела контрольным пакетом акций завода. Но «Сибнефть» и «Татнефть» уверяют, что добились конвертации части своих акций из голосующих в обыкновенные из-за того, что по «префам» заплатили меньше дивидендов, чем положено. Теперь, по версии альянса, контрольный пакет (56%) уже у них. В августе с подачи «Сибнефти» суд уже запрещал поставки нефти на столичный НПЗ. В МНК были уверены, что с осени у команды Швидлера такие номера уже не пройдут. «Москвичи» уповали на то, что по новому АПК в суд положено подавать по месту нахождения ответчика, то есть в столице. Но юристы «Сибнефти» оказались хитрее. Они подали иск о признании недействительной сделки о поставке нефти между МНК и МНПЗ в московский суд. Но потом посчитали, что служители Фемиды слишком долго думают, и подали аналогичный иск в Оренбурге. В итоге оренбургский суд решил запретить поставки нефти, поступающей в результате «сделки с заинтересованностью» (заинтересованность, по версии «Сибнефти», заключается в том, что заключивший сделку Шалва Чигиринский одновременно работает президентом МНК и председателем совета директоров МНПЗ).

Придирки «Сибнефти» юридически обоснованы. Но на самом деле ничего совсем уж сверхъестественного в том, что один из акционеров поставляет нефть сам себе, нет. Например, в компании ОНАКО тоже два акционера – «Сибнефть» и ТНК. Оперативное управление ОНАКО осуществляют менеджеры ТНК, а «Сибнефть» получает часть дивидендов. Но, по мнению представителей «Сибнефти», сравнивать ТНК с Чигиринским нельзя: ТНК – прозрачная компания и выполняет все условия, заложенные в акционерном соглашении по ОНАКО.

Еще по теме