Top.Mail.Ru
архив

Нефтяные интеллектуалы

Технологические разработки РИТЭК позволяют этой небольшой нефтяной компании занимать одно из первых мест в отрасли по темпам роста нефтедобычи. Получив опыт работы на сложных геологических объектах других компаний, РИТЭК внедряет новые технологии на собственных месторождениях. Разрабатываемые запасы нефти в России истощаются, и инновационный подход РИТЭК с течением времени становится все более актуальным.

 

Нефтяная компания второго эшелона РИТЭК представляет собой необычный пример для нефтяной отрасли. Ее объемы производства составляют проценты от добычи нефтяных грандов, однако по числу и стоимости собственных инновационных разработок эта компания находится среди лидеров отрасли. Стоимость интеллектуальной собственности РИТЭК ниже ее капитализации всего в три раза. С момента своего создания компания зарабатывает деньги в первую очередь благодаря технологическим разработкам.

Оригинальные технологии позволяют РИТЭК добиваться успехов на, казалось бы, неперспективных месторождениях. Предоставляя другим нефтяникам доступ к собственному банку научно-производственных разработок, РИТЭК конкурирует с зарубежными сервисными компаниями. В условиях истощения в России значительной части запасов нефти ориентированность на инновации кажется дальновидной и продуманной стратегией.

 

Средний нефтебизнес

 

Открытое акционерное общество «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» было создано в 1992 году как структура, призванная сформировать альтернативу услугам, которые оказывали в России западные сервисные компании. Заместитель генерального директора РИТЭК Александр Мелешко говорит, что в то время в стране из разработки выводились целые участки крупных месторождений, ежегодно росло число простаивающих скважин. «Бизнес компании заключался в восстановлении бездействующего и простаивающего фонда. РИТЭК заключала с крупными нефтедобывающими компаниями договоры, по которым получала доступ к бездействующим скважинам, имевшим до остановки некий базисный уровень добычи, – вспоминает Александр Мелешко. – На подобном простаивающем фонде мы восстанавливали и приращивали добычу, а объемы дополнительно добытой сверх базисного уровня нефти делили с недропользователем, обычно в пропорции 50 на 50».

Это партнерство было выгодно и недропользователю – с приростом он восстанавливал утраченные объемы нефти, – и РИТЭК, нарабатывавшей опыт применения технологий и заинтересованной в максимальном приросте нефтеотдачи.

Одним из первых таким объектов стал участок Тевлино-Русскинского месторождения ЛУКОЙЛа в Когалыме, на котором работы по восстановлению нефтедобычи начались в октябре 1992 года. А первым специализированным сервисным предприятием будущей группы стал «Когалымнефтепрогресс», работающий в одном из главных районов нефтедобычи.

Аналогичные соглашения компания заключила с «Татнефтью» и «дочкой» «Роснефти» – «Пурнефтегазом». В результате была создана сеть «нефтепрогрессов», обеспечивавших выполнение сервисных работ по увеличению нефтеотдачи на базе современных технологий и реагентов. Однако наиболее тесные и долговременные взаимоотношения у РИТЭК сложились все же с ЛУКОЙЛом, ставшим не только одним из ее соучредителей, но и стратегическим партнером.

По сути, первые договоры РИТЭК, если описывать их в современных терминах, представляли собой аналог соглашений о разделе продукции. Однако в рамках законодательства того времени грамотно прописанной законодательной основы для подобного инструмента (кстати, не получившего широкого распространения и до сих пор) не существовало. Разрабатывать месторождения было разрешено лишь владельцам лицензий, так что легитимизировать доступ к недрам третьих лиц было непросто. Возможно, это стало одним из факторов, которые привели к расторжению арендных договоров между РИТЭК и «Татнефтью» в 2001 году. Такое развитие ситуации было крайне негативным: процесс перевода производственных операций с арендованных участков на собственные (например, переброска буровых бригад и оборудования) требовал больших организационных и финансовых затрат, отрывавших дефицитные ресурсы от нормального инвестирования в производство.

 

Собственные ресурсы

 

Из-за несовершенства законодательства РИТЭК была вынуждена перейти к заключению с недропользователями сервисных договоров. Как рассказал Мелешко, такая форма предусматривала фиксированную оплату за услуги, не зависевшую от эффективности выполненных работ. В этих условиях компания, успевшая накопить производственный и финансовый потенциал, приняла решение участвовать в аукционах для приобретения собственных лицензионных участков. Но к моменту, когда РИТЭК озаботилась созданием собственной сырьевой базы, наиболее привлекательные месторождения уже были разобраны. Оставалось рассчитывать, что опыт и технологии повышения нефтеотдачи позволят обеспечить рентабельную разработку трудноизвлекаемых запасов, на которые не претендовали крупные компании.

В 1994 году РИТЭК получила первую лицензию на добычу нефти и газа на небольшом Восточно-Перевальном месторождении в районе Когалыма с геологическими запасами на дату приобретения лицензии порядка 40 млн тонн. (Для справки – извлекаемые запасы составляют около 10 – 30% от геологических запасов.)

Немаловажной на том этапе оказалась и поддержка ЛУКОЙЛа, который в 2000 году увеличил совокупную долю в РИТЭК до контрольного пакета – 50,5%. Это позволило решить вопрос о передаче РИТЭК некоторых сложных месторождений ЛУКОЙЛа, что обеспечило реализацию тактических решений по развитию ресурсной базы компании.

В последующие годы РИТЭК приобрела права на разработку еще нескольких небольших месторождений в Западной Сибири и в Татарстане, характеризовавшихся сложным геологическим строением. Самым масштабным проектом компании стало приобретение и освоение Средне-Хулымского месторождения с геологическими запасами более 70млн тонн нефти. Это месторождение, расположенное в труднопроходимых болотах надымской земли, было введено в эксплуатацию в октябре 2002 года – всего через год и 9 месяцев после получения лицензии на право недропользования. В 2003-м на нем было добыто почти 0,4 млн тонн нефти, а в 2004-м добыча выросла почти в два раза (до 0,78 млн тонн).

Всего в 2004 году РИТЭК добыла на собственных месторождениях свыше 2 млн тонн нефти, причем более трети этого объема – за счет инновационных систем разработки. Ежегодные темпы роста добычи на собственных месторождениях составляют 20 – 30% , к 2010-му эта одна из наиболее динамично развивающихся компаний отрасли планирует довести добычу сырья из собственных лицензионных месторождений до 6 – 7 млн тонн в год.

 

ВнутРИТЭКовский феномен

 

Достичь рентабельности при разработке залежей трудноизвлекаемого углеводородного сырья помогли собственные инновационные проекты компании. Например, такие, как технологии воздействия на нефтеносный пласт, современные системы разработки многопластовых месторождений, обеспечивающие эффективное использование малорентабельных залежей. В числе перспективных разработок система парогазового воздействия, которая помогает кратно увеличить добычу сложной вязкой нефти. РИТЭК добилась успехов и в бурении: по словам Мелешко, вскрытие многопластовых месторождений одной скважиной позволяет существенно снижать объемы капвложений в строительство скважин. А сложный метод бурения горизонтальных скважин, уже опробованный на Средне-Хулымском месторождении, и дополнительных боковых стволов позволяет добираться до нефтяных запасов, недоступных при применении стандартного бурения – например, расположенных под зонами застройки или природоохранными территориями.

Широкое распространение получили специальные реагенты, разработанные специалистами РИТЭК. Одна из наиболее известных подобных разработок – связывающий воду полимер-гелевый реагент «Ритин», который применяется для снижения обводненности нефтяных пластов. В отчетах РИТЭК приведены данные, что после закачки «Ритина» в скважину дополнительная добыча на ней увеличивается в среднем на 1000 тонн и что из месторождений ближневосточного Омана с его помощью удалось получить углеводородов на 30% больше, чем планировалось. РИТЭК также создает спецоборудование для нефтяной отрасли. Наиболее удачными разработками в этом направлении считаются насосные электроприводы с КПД, достигающим 90%, вентильные электродвигатели, позволяющие сократить энергопотребление на месторождениях почти на четверть, а также системы организации локального электроснабжения, в которых передвижные электрогенераторы работают на попутном газе, обычно сжигаемом на факелах.

 

Нужные наработки

 

Сейчас инженеры РИТЭК ведут разработку проекта «интеллектуального месторождения», на котором все производственные процессы будут синхронизироваться электроникой. По оптимистичным оценкам, такое решение позволит забирать из скважин 60 – 70% углеводородов. Это действительно много: как заявляет гендиректор РИТЭК Валерий Грайфер, коэффициент нефтеотдачи в Баку на протяжении практически 150 лет эксплуатации месторождений не достиг 10%, а на более молодых месторождениях Урало-Поволжья и Сибири этот показатель находится в пределах 30%.

Технологии и опыт РИТЭК могут быть весьма полезными для других нефтяных компаний. Как заявил на мартовском съезде Союза нефтегазопромышленников России его президент Геннадий Шмаль, почти четверть нефтяных скважин в России простаивают. Наименьшая доля простаивающих скважин, по оценкам Шмаля, у «Сургутнефтегаза» (12%) и у ЛУКОЙЛа (19%). У других нефтяных грандов этот показатель значительно выше: у ЮКОСа – 30%, у ТНК – 38,7% у «Сибнефти» – 56,5%. Так что банк из полутора тысяч новых технологий, созданный РИТЭК, должен быть востребован. Как считает аналитик ИК «Финам» Мария Радина, именно такого рода разработки нужны в условиях значительной выработки запасов на действующих российских месторождениях и снижения коэффициента извлечения нефти.

Александр Мелешко заявляет, что сегодня общая стоимость интеллектуальной собственности компании достигает 4,5 млрд руб. (по данным проспекта эмиссии ценных бумаг, еще в сентябре 2001 года она составляла 1,8 млрд руб.). Для сравнения, в опубликованном год назад проспекте эмиссии ценных бумаг ЛУКОЙЛа права на объекты интеллектуальной собственности компании оценивались в 34,6 млн руб. по итогам 2001-го и в 5,6 млн руб. по итогам 2002 года. При этом на долю патентов на изобретения, товарных знаков и знаков обслуживания или лицензионных договоров на их использование приходилось лишь чуть более 0,57 млн руб. А многие крупные нефтедобытчики оценить стоимость такого рода активов вообще затрудняются.

Судя по всему, наибольшие выгоды от использования инновационного потенциала РИТЭК сможет получить ЛУКОЙЛ. По словам Валерия Грайфера, в настоящее время осуществляется запланированная ранее широкая программа по углублению интеграции двух компаний, а руководство ЛУКОЙЛа неоднократно заявляло о намерениях увеличить долю акций своего дочернего предприятия.

 

Еще по теме