Негосударственный пенсионный фонд. Солидарная ответственность
Российский рынок негосударственного пенсионного обеспечения довольно молод: первые частные фонды появились чуть более десяти лет назад. Однако к 1 июля этого года – моменту допуска НПФ к пенсионным деньгам россиян – большинство из них серьезно подготовились и существенно нарастили финансовые показатели.
Одним из самых динамичных игроков этого рынка стал Национальный НПФ, входящий в первую десятку российских фондов. Изначально созданный для пенсионного обеспечения сотрудников «Татнефти» (основными учредителями фонда являлись ОАО «Татнефть», банк «Зенит», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Татэнерго»), за семилетнюю историю своего развития фонд значительно расширил число вкладчиков, благодаря чему вышел на открытый рынок и стал одним из крупнейших универсальных НПФ.
К моменту вхождения в пенсионную реформу Национальный НПФ пришел в полную боевую готовность. Так, пенсионные резервы фонда к 1 ноября текущего года выросли до 1788 млн руб., а имущество для обеспечения уставной деятельности – до 148 млн руб. (по сравнению с 1453 млн руб. и 134 млн руб. в 2003 году соответственно). Число участников фонда достигло 205 400 человек, при этом получают пенсию более 13 000 граждан.
Успех ННПФ во многом объясняется партнерскими отношениями с крупными предприятиями, а также инвестиционной политикой фонда. Так, компании, управляющие активами фонда – УК «Национальная управляющая компания» и УК «СОЛИД Менеджмент», – придерживаются умеренно-консервативной стратегии, позволяющей не только сохранить пенсионные резервы, но и получить доход от их размещения.
Однако главным событием текущего года стал выход фонда на рынок обязательного пенсионного страхования. «Все договоры были заключены на рыночных условиях, без корпоративного влияния учредителей фонда, – говорит заместитель исполнительного директора ННПФ Светлана Касина. – Мы работали с каждым застрахованным лицом индивидуально, объясняя основы пенсионной реформы и разъясняя преимущества взаимодействия с фондом. Наша цель – осознанный выбор человеком нашего фонда для формирования накопительной части трудовой пенсии. В итоге – 2349 человек заключили с фондом договоры обязательного пенсионного страхования».
Технологии по обязательному пенсионному обеспечению, отлаженные в этом году, пригодятся в дальнейшем: ННПФ вынашивает амбициозные планы и собирается в будущем году привлечь от 70 000 до 100 000 граждан. Для этого фонд будет проводить масштабную рекламную кампанию в регионах (в этом году реклама была скорее точечной – например, проведение семинаров на предприятиях). «Работать с клиентами становится легче, – поясняет Светлана Касина. – Граждане постепенно осознают, что им самим придется заботиться о своей старости».
Помимо участия в реформе ННПФ ставит перед собой и другие стратегические задачи. В частности, активно развивать и совершенствовать услуги по негосударственному пенсионному обеспечению, привлекая новых стратегических партнеров, а также работать в рамках профессиональных пенсионных систем. Одновременно фонд намерен продолжить экспансию в регионы и открыть свои представительства по всей России.
Еще по теме







