Top.Mail.Ru
архив

Неизведанная «Планета»

Дебют группы «Планета» выглядел более чем впечатляюще. За два года компания, которую часто связывают с владельцем «Сибнефти» Романом Абрамовичем, вошла в тройку лидеров на молочном и мясном рынках. Таким образом, доказано: деньги из сырьевых отраслей могут перетекать на потребительский рынок. Осталось доказать, что они могут там эффективно работать.

 

История холдинга «Планета» началась в 2000 году с открытия двух магазинов «Гастроном-Эконом». Тогда же были приобретены два молочных завода в Мордовии. Период активной скупки предприятий начался годом позже, когда акционеры группы приняли решение о целенаправленных инвестициях в молочный и мясной бизнес. «Это самые крупные сектора продовольственного рынка», – говорит Андрей Бесхмельницкий, гендиректор «Планеты». Прежде чем возглавить продовольственный холдинг Бесхмельницкий, ранее работавший директором по бизнесу голландского Rabobank, изучил мясной рынок в должности гендиректора «Омского бекона» (предприятие контролируется близким к «Сибнефти» фондом Millhouse Capital с 2000 года). Президентом холдинга стал Андрей Блох, институтский товарищ Романа Абрамовича, одно время работавший президентом «Сибнефти». Состав акционеров в холдинге не разглашают, отмечая лишь, что акции принадлежат частным лицам. 

Как создавалась «Планета» 

«Планету» заметили на рынке в 2002 году, когда состоялось несколько крупных сделок, подтвердивших серьезность намерений нового игрока. В начале того года стало известно, что «Планета» купила у предпринимателя Олега Тинькова* питерскую компанию «Дарья» – крупнейшего производителя мясных полуфабрикатов. В декабре 2002 года «Планета» приобрела у Тинькова и дистрибуторскую компанию «МБК», владеющую собственным пельменным производством.

В марте того же 2002 года группа купила нижегородскую розничную компанию «Альянс», которой принадлежали 45 магазинов «Пятачок» и три супермаркета «Караван» в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Сейчас центральный офис розничного подразделения «Планеты» базируется в Нижнем, и на базе активов «Альянса» идет формирование национальной розничной сети (магазины группы уже открыты в Подмосковье, Омске, Ярославле, Рязане, Анадыре и Туле).

И в сделке с Тиньковым, и в сделке с «Альянсом» «Планета» действовала мирно, открыто, не привлекая посредников. И Тиньков, и гендиректор «Альянса» Игорь Канашкин лично общались с Романом Абрамовичем, который представлялся основным акционером холдинга. «Планета» действует грамотно, – комментирует подготовку к прошлогодней сделке Олег Тиньков, президент пивоваренной компании «Тинькофф». – Инициатором сделки с «Дарьей» выступали они сами. Переговоры вели цивилизованно и последовательно. Акционера не выпячивали, хотя на последнем этапе мы с ним встречались лично. Я считаю, что «Дарья» и Chelsea – это лучшие покупки Абрамовича, а как он эти активы будет использовать, я не берусь загадывать».

Впрочем, случай с «Дарьей» и «Альянсом» – исключение, чаще сделки для «Планеты» готовят финансовые компании, дружественные акционерам «Сибнефти». Например, акции Уфимского мясоконсервного комбината у банка «УралСиб» выкупила фирма «Профит Хаус», неоднократно выступавшая посредником по сделкам акционеров «Сибнефти». Через сторонние фирмы велась и скупка акций крупнейшего на Украине молочного завода «Галактон». Киевский «Галактон» контролирует 12% украинского рынка, его покупка (в апреле 2002 года) обеспечила «Планете» лидерство. Весной 2003 года «Планета» купила и Кременчугский молочный завод, после чего отрыв холдинга от конкурентов значительно увеличился: доля его молочного производства на рынке Украины составляет, по разным оценкам, 13 – 15%, доля предприятия «Лакталис-Украина» оценивается в 6%, а компании «Вимм-Билль-Данн» в 3 – 4%.

ВБД, крупнейший производитель молочных продуктов в России, тоже претендовал на «Галактон», но «Планете» удалось перехватить предприятие. Не без борьбы приобретались и многие другие заводы. В августе 2002-го стало известно о приобретении «Самаралакто». Этим предприятием тоже интересовалась компания ВБД: завод контролирует 70% молочного рынка в Самарской области. Примерно в то же время «Планета» приобрела Орловский молочный комбинат. В ходе поглощения этого предприятия разгорелся судебный конфликт. Несколько раз интересы «Планеты» при покупке мясокомбинатов пересекались с интересами других крупных холдингов. Например, недавно она «увела» мясокомбинат «Клинский» у созданного «Интерросом» холдинга «Агрос». «У «Планеты» высокий потенциал, – отмечает Елена Евстигнеева, директор по связям с общественностью компании «Агрос». – Наши интересы пересекались по «Клинскому», но мы по-разному оценили один и тот же актив».

Были у «Планеты» и поражения. Например, до сих пор не увенчалась успехом попытка взять под контроль Екатеринбургский мясокомбинат. Кроме того, остается без ответа вопрос: а не переплачивала ли «Планета» за свои покупки? Ведь компании так легко удавалось перебивать предложения конкурентов, а цены покупки «Планета» не разглашает.

Как бы то ни было, этап активной скупки можно считать завершенным. «Мы активно приобретали предприятия, поскольку компания создавалась с нуля и перед нами стояла задача присутствовать на основных региональных рынках, – говорит Бесхмельницкий. – Теперь покупки будут преследовать более конкретные цели – маркетинговые или производственные. Например, Ерденевскую птицефабрику в Калужской области мы недавно приобрели для нужд нашей птицефабрики в Калуге». 

Простой продукт 

По словам Бесхмельницкого, если 2002 год был для компании годом приобретений, то нынешний этап можно назвать структурированием, а 2004-й должен стать годом активного развития. За два года «Планета» планирует вложить в бизнес больше $130 млн, из них половину – из прибыли предприятий, остальное будет обеспечено за счет долгового финансирования. Частично эти планы уже реализуются: 4 июля «дочка» «Планеты» – компания «Планета Финанс» выпустила облигации на 3 млрд руб., деньги пойдут на развитие мясного и молочного подразделений.

В 2002 году оборот продовольственного подразделения «Планеты» (в группе его называют «Продо») составил $290 млн, его доля на российском рынке мясопереработки – 9%. В этом году «Продо» планирует довести оборот до $450 млн. На базе Калужской птицефабрики будут производиться полуфабрикаты (по примеру «Петелинки»), инвестиции пойдут также на расширение объемов производства «Клинского», на разработку и внедрение новых продуктов «Дарьи».

Оборот молочного подразделения (рабочее название – «ЮниМилк») в 2002 году составил $200 млн, к 2006 году его рассчитывают утроить. Пока «Планета» выпускает, в основном, продукцию первичной переработки. Ее стоимость заметно ниже, чем у компании «Вимм-Билль-Данн». Для сокращения разрыва «Планета» начала проект по выпуску продуктов с высокой добавленной стоимостью (творожки, йогурты) на двух своих предприятиях. Параллельно идут работы по созданию национальной марки. В качестве эксперимента до конца года на национальный уровень выведут петмоловское «Простоквашино», начав производить продукцию под этой маркой на других предприятиях холдинга. По мнению Кеннета Пейна, консультанта Boston Consulting Group, путем создания сильных брэндов «Планета» может увеличить стоимость компании.

Одновременно в «Планете» меняется структура управления: компания «Продо» должна стать самостоятельным мясным холдингом, на баланс которого перейдут все соответствующие активы, «ЮниМилк» – холдингом молочным. Компания также задумалась об интеграции своих разношерстных активов. Например, сырье для куриных полуфабрикатов «Дарьи» теперь поступает с «Тюменского бройлера». «Мы хотим вовлечь все предприятия в развитие компании, – говорит Бесхмельницкий. – «Дарья» является головным предприятием по полуфабрикатам, Тольяттинский комбинат имеет хорошие наработки по сырокопченым колбасам, Новгородский мясной двор – по паштетам. «Тюменский бройлер» отвечает за развитие птицеводческой категории, «Петмол» – за разработку молочных продуктов с высокой рентабельностью». Подобная интеграция, считают в «Планете», позволит компании сократить общие издержки холдинга на НИОКР и повысить конкурентоспособность продукции.

«Планета» – регионально распределенная корпорация, и вопрос об интеграции, как организационной, так и вертикальной, для них актуален, – говорит Андрей Ваганов, руководитель отдела стратегических и маркетинговых исследований аудиторско-консалтинговой группы «Развитие бизнес-систем». – Если говорить об интеграции системы управления, максимальный эффект может быть достигнут при оптимизации движения товарно-денежных потоков. Видимо, «Планета» пойдет по пути создания региональных дивизионов с вертикально интегрированной структурой, согласованной сбытовой, финансовой, снабженческой политикой. 

Планетарный размах 

В этом году «Планета» не планирует серьезных инвестиций в розницу. Тем не менее именно с розницы начинался проект, и наличие собственной сбытовой сети дает холдингу преимущества перед конкурентами. «Бизнес «Планеты» строится на том, что нефтяные экспортные деньги переходят в потребительский внутренний рынок. Мне кажется, свежая бизнес-идея создать вертикальный холдинг – от фермы и птицефабрики до собственной сети продовольственных магазинов – залог успеха компании», – говорит Ваганов. «Они молодцы, – отмечает и Феликс Стетой, вице-президент по коммуникациям и брэндовой политике розничной сети «Пятерочка». – Если «Планете» удастся отладить процессы управляемости национальной розничной сетью, они быстро смогут занять хорошие позиции на рынке и обеспечить сбыт продукции своих же предприятий».

Уже сейчас «Планета» входит в тройку лидеров на самых крупных продовольственных рынках, причем на рынках растущих. По словам Мушега Мамиконяна, председателя совета директоров Мясного союза, мясной рынок растет на 10 – 12% в год и является одним из самых привлекательных для инвестиций. Рост на рынке молочных продуктов ниже с высокой добавочной стоимостью, по самым консервативным оценкам, составляет не менее 10% в год.

«Потребительский рынок, развиваясь быстрыми темпами, весьма привлекателен, – добавляет Ваганов. – Однако важно отметить, что при создании крупной компании масштабы этого бизнеса будут сопоставимы с бизнесом нефтяным, в то время как сроки возврата вложенного капитала значительно короче. Ведь для нефтяной отрасли, к примеру, инвестиционный цикл составляет 10 – 15 лет, а для розничных проектов максимум 3 – 4 года».

Конечно, существуют и политические мотивы диверсификации сырьевых капиталов. Имидж человека, кормящего страну, гораздо более позитивен, чем имидж эксплуататора недр. Хотя неизвестно, разделяет ли эту мысль Абрамович. Иначе зачем скрывать имена акционеров «Планеты»?


* признан в России иноагентом.