Нехватка гибкости: что стоит за «сменой хозяина» Subway
Сеть ресторанов быстрого питания Subway начала искать возможность для продажи бизнеса. Потенциальную сделку эксперты оценивают в более чем $10 млрд. В последние десять лет компания переживает далеко не лучшие времена: из-за снижения выручки, роста числа конкурентов и проблем с франчайзи. Сокращения сотрудников и проведенная ранее реструктуризация улучшили положение дел в сети, однако этого, судя по всему, оказалось мало.
В данный момент сделка находится на раннем этапе, и в перспективе компания может отказаться от планов продажи, говорят источники The Wall Street Journal (WSJ) и Reuters. Собеседники изданий отмечают, что Subway может заинтересовать не только корпоративных покупателей, но и фонды прямых инвестиций. Источники WSJ оценили возможную сделку более чем в $10 млрд.
При этом в самой компании информацию о сделке не комментируют. «Будучи частной компанией, мы не даем комментариев относительно структуры владения и бизнес-планов, — заявили в пресс-службе Subway. — Мы продолжаем фокусироваться на продвижении нашего бренда».
От лидерства до кризиса
Более 50 лет Subway развивает сеть по системе франчайзи и принадлежит двум семьям ее основателей — Фреда Де Люка и Питера Бака. По данным аналитиков Technomic, на которые ссылается WSJ, в 2021 году у сети было около 21 тыс. ресторанов в США, а объем продаж составил $9,4 млрд. По всему миру насчитывается 37 тыс. торговых точек Subway.
История Subway началась в 1965 году. Фред Де Люка, мечтавший поступить в медицинский университет, был вынужден сам искать способы заработка для поступления. Он сдает бутылки и разносит газеты по домам, пока в 1965 году Питер Бак, друг семьи Де Люка, не предлагает ему открыть совместную забегаловку по продаже сэндвичей. На запуск Бак дает Де Люку тысячу долларов. Бак и Де Люка запускают бутербродную с названием Peteʼs Subway Submarines, которая в будущем сменит название и станет крупнейшей в мире франшизной сетью Subway. Особенностью заведений стала открытая кухня, где посетители могут понаблюдать, как сотрудники собирают сэндвичи.
В 1978 году в США работали уже более 100 точек компании, а в 1984 году открылся первый Subway за пределами Соединенных Штатов — в Бахрейне. Это и стало началом стремительной экспансии Subway по всему миру. В 2001 году сеть Subway смогла обогнать по числу точек в США McDonald’s, а в 2010 году — уже во всех странах присутствия.
В течение последних десяти лет Subway переживает не самые лучшие времена: максимального показателя в $18 млрд выручка сети достигла в 2012 году, а это почти вдвое больше, чем в 2021-м. За это время число конкурентов Subway выросло, некоторые франчайзи отказались сотрудничать с компанией, пишет WSJ.
Действующий главный исполнительный директор компании Джон Чидси, бывший исполнительный директор Burger King, за последние годы провел реструктуризацию сети: закрыл недостаточно прибыльные точки, сократил сотрудников, изменил меню и качество продуктов, уделял больше внимания заведениям за пределами США и внес изменения в управление командой. Все это принесло свои плоды — сопоставимые продажи Subway в третьем квартале прошлого года выросли на 8,4% по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Российские проблемы
Но реструктуризация сети привела к тому, что Subway в октябре 2021-го не продлили мастер-франшизу на Россию, писал Inc. В головной компании тогда объяснили, что российская часть бизнеса находилась в переходном периоде и пообещали в ближайшее время объявить нового партнера по развитию региона, но этого так и не произошло.
В России первый ресторан Subway открылся в 1994 году, но долго не просуществовал. Заведение возобновило работу лишь в 2004 году. Тогда компания открыла еще четыре точки в стране. Сейчас в России работают 550 ресторанов по системе франчайзи в 122 городах.
В стране бренд Subway развивает «Сабвэй раша франчайзинг компани» (СРФК) со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. По оценке Inc., совокупная выручка связанных с мастер-франшизой компаний в 2020 году могла составить 191 млн рублей, чистый убыток — 17,7 млн рублей.
По словам руководителя направления франчайзинга СРФК Олега Протопопова, Чидси сделал несколько серьезных изменений в глобальной системе Subway. Одно из них — отказ от ежемесячного аудита каждого заведения сети на соблюдение стандартов, который проводился силами региональных представителей Subway. В ходе проверок сотрудники региональных офисов каждый месяц проверяли точки сети на безопасность продуктов и качество работы персонала. «После анонса изменений с большинством из них пришлось расстаться», — рассказывал Протопопов.
Все это привело к более формальным отношениям между франчайзи и франчайзером. Причиной проблем во взаимоотношениях с головной компанией эксперты тогда называли условия, которые франчайзер предлагает в России. На начало 2022 года в среднем по рынку франшиз роялти составляло 5-6%, а у Subway сумма достигала 8%. Также первоначальный взнос с учетом НДС находился практически на уровне $10 тыс.
Кроме того, на франчайзинговый бизнес Subway в России очень повлияли кризисы 1998, 2008 и 2014 годов. «Если люди были готовы покупать франшизу за 5 – 10 млн рублей, то сейчас они ищут дешёвые франшизы в диапазоне 500 тысяч – 1,5 млн рублей», — говорил в январе 2022 года совладелец ресторанов Domino’s Pizza и член Российской ассоциации франчайзинга Олег Юдин.
На спецоперацию на Украине Subway в отличие от других иностранных компаний не отреагировал и продолжил работу в России.
Другими причинами проблем сети в стране представитель «Subway Россия» в 2019 году называл конкурентную среду — Burger King, McDonald’s и KFC, а также ценовые войны. По его мнению, конкуренты привлекли деньги от головных компаний, чтобы покрывать операционные убытки от запуска новых ресторанов и широко рекламироваться. Также Subway начал отставать от трендов, которые закреплялись на рынке. Например, долгое время отсутствовавшая возможность сделать удаленный заказ через приложение. Компания ввела эту функцию только осенью 2020-го, то есть, позже основных конкурентов. В итоге, из-за недостаточной гибкости сеть начала упускать рынок, объяснял гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.
Продажа Subway никак не отразится на ее российском бизнесе, считает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. По его словам, число заведений компании в России сейчас минимально, если сравнивать с числом ресторанов в других странах мира (в Штатах, к примеру, их более 20 тысяч. — Прим. ред.). Из информации на сайте компании следует, что сегодня под брендом Subway работают 263 предпринимателей-франчайзи, которые открыли 599 ресторанов SUBWAY в 125 российских городах.