Неконтролируемый занос
Вопреки прогнозам чиновников и экспертов, которые прочат российской экономике скорый выход из кризиса и утверждают, что дно уже давно пройдено, российский авторынок в июле продемонстрировал один из худших показателей за последние годы.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали в годовом исчислении на 16,6%, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). «Нравится нам это или нет, но в целом текущее состояние рынка далеко от того, чтобы стабилизироваться на скромном уровне прошлого года. Несмотря на устойчивые цены, большие скидки и сохранение поддержки со стороны правительства, основная проблема заключается в том, что на данный момент существует только ограниченное количество клиентов, которые имеют желание и возможность потратить деньги на приобретение нового автомобиля», – приводятся в официальном заявлении АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей ассоциации Йорга Шрайбера. Ранее АЕБ ухудшила прогноз по продажам автомобилей в 2016 г. до 1,44 млн штук. Это самый низкий показатель даже по сравнению с предыдущим кризисом 2008–2009 годов, когда россияне приобрели 1,47 млн авто. Продажи падают, и с этим, похоже, ничего нельзя сделать.
Кредитная дисфункция
«Негативная динамика объясняется состоянием российской экономики, и пока не видно предпосылок, которые изменили бы негативный тренд. В связи с этим наш прогноз до конца года – сокращение рынка на 15–20% по отношению к предыдущему году и сохранение объемов продаж на том же уровне в 2017-м», – прогнозирует председатель совета директоров ОАО «Модус» Алексей Лещенко. «Уровень продаж легковых автомобилей заметно снижается летом. Но негативная динамика продаж легковых авто в июне и июле 2016 г. связана в первую очередь с увеличением стоимости автомобилей: Land Rover, Lada, УАЗ, Subaru, Kia, Hyundai, Lexus, Mitsubishi, Audi и другие повысили цены на свою продукцию», – добавляет коммерческий директор ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. За первые шесть месяцев 2016 г. средняя стоимость автомобиля составила 1,36 млн руб., что на 18% выше показателей 2015 года. Ожидается, что на конец 2016-го – начало 2017 г. цены на авто увеличатся на 15% и более, что приведет к очередному снижению продаж на авторынке России.
«Наблюдаемая в первом полугодии динамика продаж была ожидаема, и, можно сказать, что, скорее, прогноз от AEB (первоначальный. – Прим. «Ко») в 1,53 млн автомобилей на 2016 г. был чересчур оптимистичным, – рассуждает региональный директор Русского автомотоклуба Николай Степанов. – Причины падения продаж остались прежними: повышение цен и сокращение модельного ряда из-за нестабильности курса рубля и обязательного внедрения дорогостоящей системы ЭРА-ГЛОНАСС для всех новых моделей». Но, по его словам, отложенный спрос растет, о чем свидетельствует рынок подержанных автомобилей. Покупатели стали реже менять машины, и окончание гарантии теперь не повод для обновления автопарка. Когда откладывавшие покупку автомобилисты вернутся в автосалоны, зависит от восстановления экономической ситуации. Свободные накопления у большинства россиян уже закончились, а покупать в кредит люди начнут, когда будут уверены в стабильности доходов на 3–5 лет вперед. До конца первого полугодия 2017 г. рынок, скорее всего, не ждет существенного подъема. «Как и вся экономика в целом, продажи автомобилей начнут выравниваться после ослабления или снятия режима экономических санкций», – заключает Николай Степанов. Несколько иного мнения придерживаются в Kia Motors Rus. В компании полагают, что негативная динамика на российском автомобильном рынке в июле 2016 г. вызвана прежде всего сезонным фактором. Июль – месяц отпусков. В конце июня небольшой неопределенности на российском автомобильном рынке также добавило решение Великобритании выйти из Европейского союза, но общее мнение экспертов – его влияние на российскую экономику будет несущественным. Во втором полугодии мы ожидаем улучшения ситуации на рынке, в частности, рассчитываем на сезонный рост спроса осенью.
Крышу сорвало
Чтобы сократить расходы, крупнейшие автоконцерны, судя по всему, уже сокращают количество моделей, которые они намерены продавать на российском рынке. Так, в частности, концерн BMW, по неподтвержденной информации, решил не устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС в свои купе и кабриолеты. Без установки данного оборудования, согласно техническому регламенту Таможенного союза, с 2017 г. эти машины не могут быть реализованы на его территории. «В результате покупатели в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии лишатся возможности приобрести купе BMW 2-й серии, купе и кабриолеты 4-й серии, включая М4, купе и кабриолеты 6-й серии, включая М-версии, всю текущую 5-ю серию, М5, Z4, I8, а также минивэны Active Tourer 2-й серии», – пишет «Коммерсантъ». Автопроизводитель пояснил, что в период кризиса покупки купе и кабриолетов, которые можно отнести к эмоциональным, сильно сократились.
«Примером экономии автопроизводителей служит Московский автосалон, который в этом году пройдет без основных участников прошлых лет. Toyota, Renault, Nissan, Kia, Infiniti, BMW, Mitsubishi, Honda, Suzuki, Jaguar, Land Rover, Peugeot, Citroёn, Ford и все марки концерна Volkswagen отказались от экспозиции», – говорит Николай Степанов. По его словам, скорее всего, компании начнут отказываться от всех дорогостоящих маркетинговых активностей и крупных спонсорских программ. До начала бурного роста рынка в 2000-х некоторые бренды даже не имели представительств в России, но продавали свои автомобили. Текущее состояние рынка – все же временное, и подъем должен начаться, потому что в большинстве регионов спрос не удовлетворен. Поэтому автопроизводители не будут подстраиваться под объем 2015-го или 2016 года, а займут выжидательную позицию, чтобы в момент начала восстановления не потерять свою долю. «Без государственной помощи даже сильнейшие бренды к концу 2016-го – началу 2017 г. могут потерять более 12% объемов продаж», – считает Александр Зиновьев.
Гаражный сервис
Выбраться из патовой ситуации дилеры пытаются по-разному. Кто-то перепрофилирует бизнес под продажу автомобилей с пробегом, кто-то делает акцент на сервисное обслуживание. Но даже при этом уже до конца текущего года рынок могут покинуть до 10–15% дилеров. Или, по крайней мере, они перестанут декларировать продажу новых авто как основной вид деятельности. «В связи с сокращением потребительского спроса в 2017 г. количество дилерских центров может сократиться на 10%. Для крупнейших автодилеров способ оставаться на плаву – это баланс между продажами новых авто, машин с пробегом и предоставлением услуг сервиса», – говорит Александр Зиновьев. По словам Николая Степанова, многие автодилеры сейчас стараются развивать ремонтную зону, поскольку она приносит наибольшую прибыль.
Помимо специальных предложений для владельцев автомобилей с истекшим сроком гарантии, все больше дилеров делают упор на мультибрендовые направления, где обслуживают автомобили любого возраста любых марок. Некоторые бывшие дилерские центры, отказавшись от продажи автомобилей вообще, стараются составить конкуренцию даже гаражным сервисам, снижая цены до их уровня. «Дилерская сеть продолжит сокращаться за счет продолжения банкротств дилерских компаний, так как количество автоцентров, которые за последние шесть лет были открыты представительствами автопроизводителей в расчете на продолжение роста, в разы превышает необходимое количество при текущем объеме рынка для их эффективной работы. Автопроизводителям, если они хотят сохранить свои дилерские сети в жизнеспособном состоянии, необходимо пересматривать требования к дилерам, начиная от требуемых инвестиций до формата согласования планов продаж», – заключает Алексей Лещенко.
Продажи автомобилей (шт.)
Марка | Июль 2016 | Июль 2015 | Динамика (%) | Январь–июль 2016 | Январь–июль 2015 | Динамика (%) |
Lada | 21 754 | 20 944 | 4 | 146 107 | 161 630 | –10 |
Kia | 11 841 | 13 346 | –11 | 81 607 | 89 561 | –9 |
Hyundai* | 10 802 | 12 251 | –12 | 75 136 | 91 695 | –18 |
Renault* | 9132 | 9917 | –8 | 61 173 | 67 033 | –9 |
Toyota* | 7144 | 9604 | –26 | 51 381 | 56 676 | –9 |
VW | 5839 | 5937 | –2 | 39 463 | 42 525 | –7 |
Nissan* | 4765 | 5207 | –8 | 41 089 | 55 759 | –26 |
Škoda | 4670 | 4185 | 12 | 31 560 | 32 228 | –2 |
ГАЗ (комм. авт.)* | 4115 | 4139 | –1 | 28 865 | 27 565 | 5 |
Ford* | 3306 | 3541 | –7 | 23 984 | 17 191 | 40 |
УАЗ* | 3290 | 5129 | –36 | 24 600 | 24 336 | 1 |
Mercedes-Benz | 2952 | 2912 | 1 | 22 093 | 25 894 | –15 |
Chevrolet | 2577 | 6228 | –59 | 17 360 | 28 911 | –40 |
BMW | 2100 | 2180 | –4 | 16 261 | 16 690 | –3 |
Mazda | 1854 | 2270 | –18 | 11 001 | 14 809 | –26 |
Audi | 1700 | 2003 | –15 | 12 832 | 14 158 | –9 |
Lexus | 1665 | 1661 | 0 | 12 752 | 11 116 | 15 |
Lifan | 1387 | 1383 | 0 | 8952 | 6016 | 49 |
Mitsubishi | 1358 | 2506 | –46 | 10 067 | 21 865 | –54 |
Datsun | 1303 | 2288 | –43 | 9532 | 20 746 | –54 |
Land Rover | 573 | 759 | –25 | 5312 | 6495 | –18 |
VW (комм. авт.)* | 456 | 304 | 50 | 3109 | 3349 | –7 |
Chery | 437 | 440 | –1 | 3110 | 2932 | 6 |
Volvo | 430 | 454 | –5 | 2924 | 3849 | –24 |
Mercedes-Benz (комм. авт.)* | 372 | 721 | –48 | 3103 | 3882 | –20 |
Subaru | 359 | 613 | –41 | 2989 | 4155 | –28 |
Porsche | 358 | 460 | –22 | 2719 | 3029 | –10 |
Infiniti | 342 | 320 | 7 | 2613 | 3299 | –21 |
Citroёn* | 263 | 463 | –43 | 2390 | 3292 | –27 |
Suzuki | 257 | 612 | –58 | 3140 | 3292 | –5 |
Peugeot* | 248 | 541 | –54 | 2118 | 3365 | –37 |
Geely | 242 | 1223 | –80 | 3350 | 5046 | –34 |
Ravon 5 | 237 | – | – | 237 | – | – |
Jaguar | 220 | 110 | 100 | 941 | 527 | 79 |
Fiat* | 129 | 308 | –58 | 1361 | 2190 | –38 |
Honda | 119 | 454 | –74 | 838 | 2742 | –69 |
SsangYong | 19 | 581 | –97 | 1039 | 3671 | –72 |
Все модели на рынке | 109 410 | 131 152 | –16,6 | 781 605 | 913 583 | –14,4 |
* Данные Комитета автопроизводителей АЕБ