Top.Mail.Ru
архив

Нелетная погода

Теракты в США негативно сказались на бизнесе американских и европейских перевозчиков. Авиакомпании терпят убытки и обдумывают пути слияния друг с другом, чтобы избежать банкротств. Авиастроители готовы переверстать собственные планы в сторону снижения объемов.

Глава Lufthansa Юрген Вебер считает, что 11 сентября по международному воздушному сообщению нанесен тяжелый удар. В первые дни после терактов все полеты в США и Канаду были отменены, и авиакомпаниям пришлось оставить свои машины на земле, – а это означает миллиардные убытки. Правда, ни Lufthansa, ни активно летающая в Новый Свет British Airways не решились пока опубликовать точные сведения о понесенных финансовых потерях.

Падающего – подтолкни Между тем потери растут не по дням, а по часам: встревоженные отпускники отменяют свои полеты в традиционные места отдыха на Средиземноморье. А для бельгийской авиакомпании Sabena, которая почти наполовину контролируется швейцарской Swissar Group, события в США стали действительно последней каплей. Из-за отмены трансатлантических рейсов терпящая значительные финансовые убытки Sabena оказалась на грани банкротства. Ее потери сейчас достигают 1 млн евро в сутки. Попытка бельгийского правительства помочь Sabena суммой в 100 млн евро натолкнулась на сопротивление Комиссии ЕС. Причиной тому – именно принадлежащий швейцарцам пакет акций бельгийской авиакомпании. Согласно правилам ЕС правительства могут поддерживать свои национальные авиакомпании, если то же самое в аналогичной ситуации будет делать и частный инвестор. Однако швейцарцы раскошеливаться не торопятся. Более того, руководство Swissair Group уже заявило, что мало заинтересовано в дальнейшей деятельности Sabena, а тем более в ее спасении.

Америка разучилась летать Наибольшие убытки от международного терроризма понесли американские авиакомпании. Размеры их потерь уже намного превысили потери отрасли после войны 1990 – 91 годов в Персидском заливе. Гордон Бетхун, председатель правления Continental Airlines (пятая по величине авиакомпания США), считает, что после терактов американские авиационные перевозчики находятся в глубочайшем финансовом кризисе и теряют ежедневно до $300 млн. Мнения относительно размера общих потерь американских авиакомпаний расходятся. Авиаторы считают, что падение спроса на полеты, растущие расходы на топливо и поднявшаяся стоимость рабочей силы, а также ужесточение мер безопасности и контроля при погрузке могут довести потери авиакомпаний в этом году до $5 млрд. По оценке международной организации авиаперевозчиков IATA, ограничение количества международных рейсов в США и уменьшение числа внутренних полетов приведут к снижению оборота отрасли в текущем году на $10 млрд. Всего, по утверждению главы Continental Airlines Гордона Бетхуна, в результате беспрецедентного спада отрасль в ближайшие месяцы не досчитается около 100 тыс. рабочих мест. Руководитель Continental Airlines считает, что при таком развитии событий уже к концу года могут обанкротиться все американские авиакомпании. Скорее всего, Бетхун несколько сгущает краски, что, впрочем, вполне объяснимо: положение самой Continental Airlines действительно критическое. Объем перевозок Continental Airlines после терактов сократился на 60%. Да и оставшиеся рейсы загружены менее чем наполовину. Авиакомпании пришлось сократить на 20% план авиаперевозок и направить уведомления об увольнении 12 тыс. своих сотрудников (это 21,5% всего штата авиакомпании). Как считает руководство Continental Airlines, компания сможет продержаться до конца октября, после чего придется начинать коренную реструктуризацию, что в принципе может означать и продажу компании с торгов. Поэтому авиакомпания уже начала переговоры с Delta Airlines о возможном слиянии. Не в лучшем положении оказались и другие американские авиакомпании. Так, лидирующая на американском рынке авиаперевозок компания American Airlines и занимающая четвертое место Northwest Airlines намерены сократить свои объемы перевозок на 20% каждая и соответственно уменьшить персонал. Такие же меры принимают United Airlines и Delta Airlines. Чтобы выжить, American Airlines планирует слияние с Trans World Airlines, а Unuited Airlines – c US Airways. Террористы осуществили свою атаку в крайне неудачное для американских авиакомпаний время. В условиях ослабления бизнес-конъюнктуры в США подавляющее большинство американских фирм экономят. В том числе и на полетах. Ситуация обостряется из-за растущих цен на авиационный керосин. Мелкие и региональные авиакомпании масштаба Midway Airlines прекращают свою деятельность. 1700 сотрудников Midway Airlines уже оказались на улице. Американские авиакомпании твердо рассчитывают на то, что из $40 млрд одобренной конгрессом США помощи какую-то долю получат и они. По мнению авиаторов, для выживания им необходимо $2,5 млрд прямой помощи и $12,5 млрд гарантий по кредитам. В поддержку требований авиакомпаний уже высказались и министр транспорта Норман Минета, и лидер профсоюза обслуживающего персонала Джеймс Хоффа.

Авиастроители смотрят в небо Гибель четырех машин американских авиалиний вследствие террористических актов внесла коррективы и в планы ведущих мировых авиастроителей – фирм Airbus и Boeing. Представители обоих концернов официально подтвердили, что их планы сейчас перерабатываются и уточняются. Авиастроители считают, что говорить о конкретных цифрах пока рано, и предпочитают подождать дальнейшего развития событий. Оба концерна пока не намерены прекращать своих перспективных разработок (А-380 у Airbus и сверхзвуковой пассажирский самолет Sonic Cruiser у Boeing). Напомним, что в 2000 году Airbus выпустила 311 самолетов, а Boeing – 489. В 2001 году Airbus намеревалась построить – 336 самолетов, а Boeing – 538. По предварительным прогнозам, которые обнародовал директор по сбыту Airbus Джон Ли, производственные планы концерна на 2003 год уже скорректированы с 430 – 450 машин до 400. Boeing предполагает в текущем году выпустить порядка 510 самолетов. Но, скорее всего, после уточнения планов оба концерна еще раз скорректируют их в сторону уменьшения. В пользу такого варианта развития событий говорят прогнозы, опубликованные ведущими инвестиционными компаниями. Так, Lehman Brothers, опубликовавшая свой прогноз через два дня после теракта в США, считает, что в 2003 году Boeing и Airbus могут на двоих получить заказов лишь на 453 самолета. Аналитики инвестиционной компании CSFB, сравнивая нынешнюю ситуацию с прошлыми конъюнктурными циклами, считают вполне реальным 35-процентное сокращение заказов и производства. Это означает, что Airbus, к примеру, начиная с 2003 года будет не наращивать выпуск самолетов, как это планировалось, а наоборот – сокращать его. В результате к 2005 году объемы производства могут упасть до 292 машин в год.

Если самолеты угоняют – значит, это кому-нибудь нужно Впрочем, в любом событии есть выигравшие и проигравшие. Отмечается, что за несколько дней до терактов в США резко увеличились объемы торгов опционами на падение акций корпорации UAL AMR, владеющей американскими авиакомпаниями United Airlines и American Airlines, самолеты которых были захвачены террористами. Брокерские компании Merrill Lynch Morgan Stanley Dean Witter (офисы которых, кстати, занимали 22 этажа во Всемирном торговом центре) за несколько дней до терактов отметили резкое (в 12 – 25 раз) увеличение объемов торгов этими бумагами. В настоящее время эти случаи исследуются Комиссией по ценным бумагам и биржам США, а также надзорными органами ФРГ. Нельзя исключать того, что организаторы терактов принимали участие в биржевых торгах, чтобы заработать на неизбежном после катастрофы падении акций авиакомпаний.

Еще по теме