Нельзя не дать
Приятнее всего делить чужие деньги. Правда, их всегда не хватает. В этом на прошлой неделе убедились участники Санкт-Петербургского экономического форума, где определились первые проекты, достойные получить средства из инвестфонда.
Счастливчиков оказалось четверо. Больше всего – 34 млрд руб. – пойдет на создание промышленного района в Приангарье. На строительство автобана «Москва – Санкт-Петербург» выделено 25,8 млрд руб. Еще 28 млрд руб. северная столица получила на сооружение платной автомагистрали, а 16,5 млрд руб. отправится на нефтехимическое предприятие в Нижнекамске.
Победа первых трех претендентов была предопределена. Чиновники не рискнули «обидеть» Петербург. Комплекс металлургических и энергетических предприятий, создаваемых в Красноярском крае, также лоббировали не последние люди в России – владелец «Базэла» Олег Дерипаска и министр экономики Герман Греф. Нижнекамский проект в прямом смысле попал в список победителей в последнюю очередь. Его инициатор – «Татнефть» привезла свою документацию в МЭРТ лишь за полчаса до завершения приема заявок. Возможно, опоздание было связано с объемом ТЭО татарской нефтехимии, которое едва уместилось на ручной гидравлической тележке. Впрочем, разработчики приангарского проекта уложились вовремя, хотя их заявка заняла полтора десятка коробок и весила полцентнера. Скорее всего, «дополнительное ускорение» татарскому предложению придал премьер республики и глава совета директоров «Татнефти» Рустам Минниханов, согласившийся на снижение субсидий почти вдвое.
Еще восемь претендентов на деньги из федерального бюджета не попали на пьедестал. Росавтодору придется самостоятельно оплачивать достройку Минского шоссе и платной трассы «Москва – Новороссийск». Та же судьба уготована холдингу «Евразийский», который планировал получить субсидию на реконструкцию объектов водоснабжения Ростова-на-Дону.
Любопытно, что пока выделенные чиновниками деньги существуют только на бумаге. Общий объем одобренного инвесткомиссией финансирования составляет 114,5 млрд руб., тогда как сам фонд накопил чуть более половины от этой суммы. Впрочем, финансирование выбранных проектов растянется на несколько лет, и, по оценке чиновников, четверо избранных не «съедят» бюджет инвестфонда 2006 года.
Этот аргумент дает надежду неудачникам. По словам главы Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрия Жданова, до конца года правительственная комиссия, которая должна утверждать решения инвесткомиссии, может одобрить еще 3 – 4 проекта. То есть проигравшие финалисты конкурса еще успеют вскочить в последний вагон уходящего «денежного поезда». Вероятнее всего, чиновники отдадут предпочтение «Норникелю», который собирается создать транспортную инфраструктуру для освоения месторождений Читинской области, а также двум проектам Санкт-Петербурга – строительству тоннеля под Невой (8,79 млрд руб.) и разработке документации на сооружение конгресс-центра в рамках проекта «Морской фасад» (640 млн руб.). Всего же в «очереди» за государственной поддержкой находится восемь претендентов, выбранных из 46 кандидатов.