Немобильный Шекспир

Несмотря на нелюбовь со стороны Минсвязи, операторы CDMA продолжают развивать свои сети. В частности, московский оператор сотовой связи «Персональные коммуникации», работающий под торговой маркой «Сонет», в конце прошлого года возобновил продажи телефонов и в декабре сумел удвоить абонентскую базу.

 

Коней на переправе…

В ноябре 2000 года «Персональные коммуникации» возобновили подключение новых абонентов и запустили мощную рекламную кампанию (один из компонентов этой акции – спонсорство телепередачи «Что? Где? Когда?»). Результаты не замедлили сказаться – к середине декабря абонентская база оператора выросла почти вдвое. Количество абонентов продолжало расти и в январе. По словам генерального директора «Персональных коммуникаций» Михаила Сусова, темпом роста продаж руководство компании более чем довольно.

«Сонет» взял уверенный старт весной 1999 года, однако через некоторое время компания столкнулась с серьезными техническими трудностями. «Мы набрали около 14 тыс. абонентов, но затем остановили продажи – возникли проблемы с оборудованием, – говорит Сусов. – Это не позволяло нам развивать сеть и подключать новых абонентов. Переговоры с поставщиком оборудования – американской компанией Qualcomm – успехом не увенчались. В течение года мы слышали бесконечные обещания, но так и не дождались практических результатов».

В итоге сотовый оператор был вынужден поменять партнера. «Персональные коммуникации» заключили контракт на поставку оборудования с Lucent Technologies, и в 2000 году начался монтаж нового сетевого оборудования. Параллельно с этим велись работы по модернизации действующей системы и расширению зоны покрытия. По словам Сусова, «Сонет» не привлекал дополнительных инвестиций для перевооружения сети. Реконструкция финансировалась за счет собственных средств компании и привлеченных кредитов, полученных на рыночных условиях у различных банков. Обеспечением по кредитам были основные средства компании.

Квалифицированное меньшинство

Сотовая связь стандарта CDMA (IS-95) в России не слишком развита: в стране действуют 16 операторов, а общее число их абонентов едва превышает 70 тыс. Операторы CDMA развивают бизнес на фоне не слишком благоприятного отношения к этому стандарту со стороны Минсвязи РФ.

 

СПРАВКА Радиотелефоны, работающие в стандарте для фиксированной связи, призваны решить проблему «последней мили». Если кабель местного оператора телефонной связи протянут до районного центра, а тянуть его до деревень и строить там АТС экономически невыгодно (доходы от продажи трафика не окупят расходов на установку оборудования), то жители этих населенных пунктов могут воспользоваться радиотелефонами, которые будут работать от базовой станции, установленной в районном центре.

КОНЕЦ СПРАВКИ

 

Стандарт CDMA по-прежнему не может получить статус мобильного. Первоначально CDMA был разрешен на территории РФ, и министерство выдало разрешение на его использование в качестве стандарта мобильной связи. Затем Минсвязи изменило свою точку зрения, издало дополнение к разрешению и объявило CDMA стандартом фиксированной связи. По словам директора по маркетингу «Персональных коммуникаций» Анастасии Маркович, в подобном подходе кроется противоречие. Фиксированной считается связь, прикрепленная к конкретному адресу – например, домашний телефон. Радиотелефон является по определению переносным устройством и его использование физически ограничивается только зоной обслуживания оператора. В активную борьбу за отмену решения Минсвязи включилась Ассоциация операторов сотовой связи стандарта CDMA. Законодательные коллизии продолжаются и сейчас, однако острота их значительно ослабла. Дело в том, что после отмены правила, согласно которому владелец мобильного телефона был обязан постоянно носить при себе разрешение на использование средства связи, контролировать, каким именно стандартом пользуется абонент, стало практически невозможно. Абоненты теперь вольны в выборе стандарта связи и для них наиболее актуальны такие показатели, как тарифы и качество работы оператора.

Другим законодательным «камнем преткновения» является вышедшее в апреле 2000 года решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), согласно которому развитие и использование сетей, работающих в стандартах DAMPS и CDMA, разрешается лишь до 2010 года. Министерство по антимонопольной политике по собственной инициативе вмешалось в конфликт, разгоревшийся между Минсвязи и операторами. В ноябре прошлого года МАП провело заседание, на котором рассмотрело вопрос о неправомерности действий Минсвязи. Однако позиция Минсвязи пока остается неизменной.

«Легальные» операторы - компании, работающие в стандарте GSM - взирают на эти перебранки свысока и считают поднятый шум напрасным. По мнению пресс-секретаря компании «Вымпелком» (примерно половина абонентов этого оператора используют «бесперспективный» DAMPS) Михаила Умарова, к 2010 году сети третьего поколения (3G) получат настолько широкое распространение, что споры о преимуществах DAMPS и CDMA потеряют всякую актуальность. «К этому сроку, возможно, практически прекратится использование самого GSM - подобно тому, как сегодня практически никто не использует компьютеры с 286-м процессором», - утверждает Умаров.

 

Поколение «два с половиной»

Но все-таки главную причину не слишком широкого распространении сетей CDMA в России операторы видят не в законодательных препонах. «Нужно учитывать временной лаг, – говорит Анастасия Маркович. – Стандарт CDMA появился гораздо позже, чем GSM. В частности, наша компания была основана в 1998 году, а МТС к тому времени работала уже четыре года. Сегодня в мире по числу абонентов лидирует GSM, но по скорости прироста абонентской базы первенство держит CDMA». При этом если GSM в первую очередь распространен в Европе, то стандарт CDMA популярен в азиатских странах. Годовой прирост сетей CDMA в Китае и Южной Корее составляет миллионы абонентов, и сети этих стандартов опережают GSM по темпам роста в несколько раз.

Какой из стандартов будет выбран в России в качестве 3G - это вопрос будущего. Даже в развитых странах, где полным ходом идут аукционы по продаже лицензий 3G, широкого развития нового стандарта связи ждут не раньше чем через два-три года. По мнению западных аналитиков, компании-производители представят первые 3G-терминалы в Японии в конце 2001 года, а в Европе - в конце 2002 года. Когда это произойдет в России - не знает никто. По словам Михаила Сусова, пока лицензии на мобильную связь третьего поколения привлекательны для операторов только по одной причине: наличие этих лицензий положительно сказывается на биржевой стоимости компании. На реальный же бизнес наличие лицензии 3G не влияет никак. По мнению Сусова, спроса на услуги связи третьего поколения сейчас практически нет, и в ближайшие несколько лет его не будет даже в развитых странах, не говоря уже о России. По мнению Сусова, 3G остается супердорогой услугой для очень узкого круга клиентов.

Хотя прихода 3G ждать еще долго, среди операторов стало модным щеголять дробными показателями - мобильная связь 2,5 поколения, или даже 2,7 поколения. В частности, именно так «Персональные коммуникации» характеризуют устанавливаемое у них оборудование производства Lucent. «Для работы в стандарте третьего поколения нам нужно будет только скорректировать программное обеспечение. Технология CDMA способна обеспечить полный набор услуг связи третьего поколения при эволюционном развитии», - утверждает Михаил Сусов. Что касается остальных сетей, которые условно можно причислить к категории «два с половиной», то «Вымпелком» уже официально объявил, что коммерческая эксплуатация его сети GPRS начнется в первом квартале нынешнего года. Главный конкурент «Вымпелкома» - МТС , также имеющая тестовую сеть GPRS в Москве, с объявлениями о коммерческом запуске этой сети не торопится.