Немцы готовы давить на газ

20.10.201400:00

Страна, которая занимает первое место в мире по территории и где полгода длится зима, для производителей теплового оборудования – настоящий потребительский рай. Если все делать с умом. Компания Vaillant пытается приспособить к российским реалиям немецкую практичность уже двадцать лет. Сегодня ее ежегодный объем продаж в РФ составляет около 100 млн евро. Хотят больше. На что рассчитывают, «Ко» рассказал президент и CEO Vaillant Group Карстен Фойгтлендер.

Доктор Фойгтлендер, для интервью вы выбрали место необычное – Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева...

– Дело в том, что 23 сентября мы открыли здесь музейный проект, которым отмечаем 140-летие компании. Российский художник Александр Пономарев представляет инсталляцию «Далай» («Океан»), отправной точкой для создания которой стало пересечение автором Гималайского хребта. Это художественная попытка осмыслить то, что в мире бушуют стихии огня, воздуха, воды и земли, формирующие океан энергии, и понять место человека в этой системе, его связь с вечностью. Специально для этого проекта архитектор Алексей Козырь создал «Павильон волны».

Авторы в мире современного искусства известные: выступали на Венецианской биеннале, выставлялись в Центре Помпиду в Париже... Арт-инсталляция в МУАР – это событие в культурной жизни Москвы. А как связаны бизнес и современная архитектура?

– Энергия играет все более важную роль в новом строительстве. «Умный» дом будущего – красивый и технологичный, поэтому союз архитекторов и инженеров необходим. Как компании, производящей тепловое оборудование, нам важен диалог с архитекторами, дизайнерами. В прошлом они были просто художниками и создавали произведения искусства, теперь обязательными критериями красивого строения являются энергоэффективность, экологичность, то есть то, что приходит из области инженерных расчетов. История компании началась в 1874 г. За 140 лет в нашей жизни многое изменилось, и сейчас мы стремимся использовать как традиционные, так и возобновляемые источники энергии: земли, солнца, воды, воздуха и даже минералов – всех стихий окружающего пространства, чтобы сохранить традиционные источники энергии, такие как нефть и газ. Для России это тоже актуально.

А для вас в России что актуально?

– Объем наших продаж (мы стремимся продавать не просто отопительные и водонагревательные котлы, а инженерные решения) в РФ активно растет. Для нас российский рынок сейчас опережает традиционного лидера – итальянский рынок, и это направление имеет для компании все большее значение по сравнению с европейским. Если мы сможем сохранить объемы продаж, то целесообразно будет рассматривать возможность открытия производства в России.

Сейчас у нас в планах – создание бизнес-хаба, где будут логистические, сервисные подразделения, учебный центр. Мы считаем, что лучше всего его разместить поближе к Москве, потому что здесь сосредоточены основные заказчики и есть хороший кадровый рынок.

Основа любых инвестиций – это уверенность в завтрашнем дне, в своих партнерах, в экономической ситуации. Вы чувствуете уверенность?

– Мы здесь уже двадцать лет и чувствуем себя достаточно хорошо. Мы доверяем нашим российским партнерам, а за эти десятилетия их стало много. Известно, что проекты, начинающиеся в трудных экономических условиях, сложнее осуществить, но они и сильнее «выстреливают».

Двадцать лет назад мы начинали в России как раз в такое время. Я очень хочу верить, что большой рост нас ожидает и с новыми инвестиционными проектами.

Это огромная страна с огромным населением – это один из крупнейших мировых рынков в сфере отопительных приборов и решений, поэтому мы с большим вниманием и удовольствием развиваем наше присутствие здесь. Мы чувствуем интерес к инженерным разработкам в России, где, как мы видим, инфраструктура и технологические решения сильно устарели. Есть потребность в новом, и мы готовы ее обеспечить.

А санкций, введенных европейскими правительствами, не боитесь?

– Я глубоко убежден, что здравый смысл восторжествует. И все будет урегулировано в ближайшее время. По крайней мере, давления со стороны наших властей я не чувствую. И какого-то изменения в экономическом климате в России я тоже пока не замечаю: люди по-прежнему дружелюбны, настроены на сотрудничество. Мы чувствуем себя в достаточной безопасности.

Мы начали проект по переводу на поквартирное отопление в Нижнем Новгороде и ощущаем поддержку со стороны властей региона. В России постепенно формируется обширный рынок замены оборудования, установленного в конце XX – начале XXI вв. Vaillant специально разработала для этого сегмента рынка «пакетные» программы.

Мы хотели бы, чтобы наша продукция была представлена на всей территории России, поэтому уже открыли представительства в Новосибирске, Саратове, Ростове-на-Дону и других городах. Но также мы развиваем сеть сервисного обслуживания по всей России. Цель – прийти в каждый населенный пункт РФ, где живут люди и куда протянут газ. Без газа наш бизнес не имеет смысла. Хотя инновационные разработки отвоевывают себе долю рынка, но по стоимости единицы энергии природный газ по-прежнему не имеет себе равных.

Мы понимаем, что первичное насыщение рынка заканчивается, и придется работать в условиях усиливающейся конкуренции.

Развитие бизнеса в стране, далекой и по мышлению, и по модели бизнеса от Германии, легко нашло поддержку в рядах акционеров?

– В этот раз мы пригласили в Москву шестерых владельцев компании, в том числе членов семьи Вайлант. Они провели в столице четыре дня. Я думаю, они понимают возможности, которые дает нам российский рынок. Стабильный пятилетний рост объема продаж – хорошее тому доказательство. Существующее увеличение доходов в три раза – стимул для новых инвестиций. Поэтому мы готовы вкладывать средства в расширение кадрового потенциала, развитие транспортного парка, аренду офисов. Я уверен, что через четыре-пять лет это будет крупнейшее наше направление.

Сейчас у нас есть заводы в Германии, Великобритании, Франции, Словакии, Турции и Китае, в перспективе – открытие и в России.

Что может заставить вас изменить планы?

– Развитие в любом случае предусматривает взлеты и падения. Мы готовы, главное – чтобы была возможность восстанавливаться после неудач. Еще одна вещь, негативно сказывающаяся на ведении дел между европейскими и российскими компаниями, – это колебания курса валюты. В этом хотелось бы побольше стабильности.

Бизнес по-русски чем-то отличается от европейского?

– Русские очень эмоциональны, легко открываются: деловое знакомство нередко превращается в дружбу. На праздновании двадцатой годовщины российской «дочки» «Вайлант Груп Рус» наши партнеры удивили меня огромным количеством подарков. Подарков, сделанных специально, вручную, например картины нарисовали... В Западной Европе это не принято, бизнес-парнеры не становятся семьей, как в России.

Это сильная сторона?

– Конечно! Если у вас общая цель, вы идете к ней вместе. А потом, Vaillant начиналось как семейное предприятие