Немцы под Москвой
Глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Юрий Жданов сообщил, что концерн VolkswagenAG отказался от идеи строительства собственного автосборочного завода в Ступинском районе Подмосковья. Причиной стала коррекция правительством РФ проекта создания в Ступине особой экономической зоны (ОЭЗ), которая бы гарантировала предприятиям облегченное налоговое бремя. Взамен этого РосОЭЗ и МЭРТ обещают помочь VW необходимыми льготами даже при условии отсутствия у района статуса ОЭЗ. Но немцы непреклонны, и вновь отправились искать подходящую для строительства площадку в другом регионе.
Месяц назад наблюдательный совет VolkswagenAG одобрил планы совета директоров по значительному расширению деятельности концерна в России. Первоочередной задачей было названо строительство в Московском регионе завода по сборке хэтчбеков Volkswagen Gol (он же Pointer) и автомобилей семейства Skoda Octavia. Мощность предприятия должна была выйти на уровень 115 000 машин в год, что делало его самым крупным иностранным проектом на российском автомобильном рынке. Для сравнения: мощности заводов Ford и Renault сейчас составляют по 60 000 машин.
Запустить предприятие в работу планировалось уже в конце 2007 года, причем сначала на нем должна была осуществляться крупноузловая сборка SKD (SemiKnockedDown) с перспективой выхода на более рентабельную полноценную сборку машин со сваркой и окраской кузова СКD (CompletelyKnockedDown). Немецкая сторона вела переговоры с правительством РФ о снижении размера таможенных пошлин в переходный период. Локализации производства не планировалось – одним из главных условий, поставленных наблюдательным советом, являлось сохранение объемов производства и количества рабочих мест на европейских предприятиях группы, выпускающих комплектующие для сборки.
Отказ от площадки в Ступине не означает краха всего проекта Volkswagen по расширению производства в России. Однако время упущено, и сроки строительства не будут соблюдены. По словам заместителя главы Минэкономразвития Кирилла Андросова, Volkswagen сейчас рассматривает еще несколько площадок для строительства завода – в Ярославской, Калужской, Московской и Владимирской областях. По словам Андрея Гордасевича, менеджера по связям со СМИ ООО «Фольксваген Груп Рус», он не располагает никакой официальной информацией относительно точного выбора площадки для строительства завода в России и соответственно отказа от строительства производства в Ступинском районе Подмосковья.
Кроме того, Гордасевич заметил, что российское подразделение концерна VolkswagenAG не имеет никакого отношения к выбору площадки для строительства сборочного производства в России. В настоящее время деятельность «Фольксваген Груп Рус» ограничивается исключительно импортом и сбытом автомобилей концерна. Все стратегические вопросы, в том числе и относительно создания здесь собственного производства, решаются непосредственно в головном офисе компании в Вольфсбурге.
По словам Валерия Горбунова, генерального директора «Автотор Групп», в Volkswagen размышляли об организации в России сборки собственных машин еще в середине 1990-х годов и даже проводили соответствующие переговоры с «Автотором», однако тогда обоюдовыгодного решения найдено не было.