Неодепутаты

15.09.200300:00

Массовое пришествие в новую Думу бизнесменов, которое предсказывали еще в начале предвыборной кампании, постепенно становится реальностью. Наиболее заметной фигурой из разряда коммерческих кандидатов в списке Союза правых сил стал владелец компании S.P.I. Юрий Шефлер, известный в основном благодаря своей борьбе с государством за водочные брэнды «Столичная», «Перцовка» и др. Выдвижение кандидата произошло in absentia. Находящийся в розыске по распоряжению Генеральной прокуратуры бизнесмен еще в прошлом году был вынужден покинуть страну. Однако это не помешало ему поддерживать тесные связи с СПС, лидер которого Борис Немцов в октябре прошлого года пытался сыграть роль миротворца в конфликте Шефлера с российским правительством. Включение бизнесмена третьим номером в список СПС по избирательному округу «Запад» дает ему потенциально не только возможность вернуться в страну, но и усиливает его позиции в «водочной войне». Депутатский мандат, как известно, наделяет своего обладателя правом направлять запросы и требовать ответов от всех без исключения государственных органов, включая прокуратуру. При наличии некоторой фантазии это право легко превращается в средство давления и наверняка будет особенно полезно опальному бизнесмену. По оценке экспертов, место в списке и расходы на предвыборную кампанию могут обойтись Шефлеру в $500 000.

Думский кружок коммунистов-капиталистов, возглавляемый владельцем банка «Возрождение» Геннадием Семигиным и главой корпорации «Росагропромстрой» Виктором Видьмановым, также может после выборов приобрести новых членов. По алтайскому списку КПРФ в Думу будет баллотироваться президент концерна «Нефтяной» Игорь Линшиц. Коммерческий характер этого выдвижения гораздо более очевиден, чем в случае с Шефлером. Линшиц никогда прежде не был замечен в левых симпатиях и, более того, являлся партнером по проекту ТВС Анатолия Чубайса, которого проклинают коммунисты. Это, однако, не помешало руководству КПРФ включить его под четвертым «проходным» номером в региональный список. Всего, по различным оценкам, в предвыборные списки КПРФ сейчас включены около 15 коммерческих кандидатов в депутаты, а общая сумма членских взносов представителей крупного бизнеса в партийную казну достигает $30 млн.

Расширение представительства бизнеса в Думе вполне соответствует логике как политического, так и экономического развития страны. Партийная жизнь, включая выборы, имеет настолько незначительное влияние на реальные политические процессы, что торговля депутатскими мандатами уже не считается каким-то чрезмерным извращением демократии. И напротив, стратегические интересы компаний требуют от менеджеров активного использования партийных инструментов в качестве способа защиты и для расширения сфер влияния. Эти взаимодополняющие тенденции присутствуют достаточно давно, но только в условиях существующего политического режима создались благоприятные условия для их проявления.