Неопределенность загоняет турбизнес в серую зону
Турбизнес еще не теряет надежды открыться в этом сезоне. Если курорты начнут работу до 1 июля, удастся сохранить половину рынка, занятого в индустрии гостеприимства. Если все лето пройдет в условиях карантина, гостиницы и рестораны могут закрыться навсегда или перейти в серую зону. Об этом «Компании» рассказал вице-президент и исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства (далее — ОСИГ) Алексей Волков.
— В условиях противоречивой информации, которая обновляется каждый день, делать прогноз сложно. Однозначно мы начали путь между Сциллой и Харибдой, как выразился президент. В пятницу Анна Попова сказала о том, что мы вышли на плато, в субботу статистика в целом по стране поползла вверх. А в регионах никто не хочет портить статистику, потому что губернатор несет за количество заболевших личную ответственность. С одной стороны, лучше ничего не открывать и громко заявить о том, что сезона не будет, чтобы не было ажиотажа. С другой — сложно не обращать внимания на бизнес, который находится на грани банкротства, на людей, которые на два месяца были заперты в четырех стенах и сейчас просто мечтают куда-нибудь вырваться.
— Все сегодня зависит от глав регионов. Я уверен, что некоторые из них, например в Башкирии, возьмут на себя ответственность и дадут возможность бизнесу открыться. Там уже работают рестораны, кафе, некоторые турбазы при условии централизованных потоков проживающих и соблюдения дополнительных мер безопасности. Плюс в том, что в Башкирии изначально все органы надзора, а также медицинские учреждения были поставлены «в ружье». Таким образом удалось не только сохранить максимальное количество людей от вируса, но и раньше всех начать запускать индустрию гостеприимства.
В то время как Севастополь, несмотря на закрытый Крым со всех сторон, расставляет кордоны, планирует ввести дополнительные тестирования, хотя на полуострове полностью отсутствуют новые очаги, заражение минимальное — один человек в два дня, и уже вполне возможно, что можно открывать поездки внутри Крыма и даже в границах Краснодарского края, разрешить работу летних террас, кафе.
В любом случае все понимают, что если какой-то из субъектов сейчас откроется, а в нем пойдет новая волна заражения, то это обернется катастрофой — не только в виде ухудшения эпидемиологической обстановки: бизнес в этом сезоне точно не откроется.
— Пока мы рассчитываем, что сезон будет немного сдвинут и растянут по времени. Если мы стартанем 15 июня — 1июля — не страшно: высокий сезон всегда начинался после выпускных в высших учебных заведениях. И продлить его можно до октября-ноября.
Но если курортные регионы до 1 июля не откроются, то потери будут около 50 % индустрии в целом. Если мы вообще ничего не откроем в этом сезоне, то 70–90 % компаний и предпринимателей, занятых в туризме и сопредельных отраслях, полностью прекратят деятельность и распустят сотрудников. Целый сезон простоя убьет бизнес.
— Доля туристического сектора в ВРП крупных игроков — Москвы, Санкт-Петербурга — значительная, но зависимость бюджета от туризма минимальная. Но в таких регионах, как Крым, Краснодарский край, Бурятия, Алтай, будут очень существенные потери, больше 50 бизнес-сфер косвенно пострадают от отсутствия гостей. Например, в республике Алтай вся экономика на 90 % зависит от туризма.
Для Крыма и черноморских районов Краснодарского края — Большого Сочи, Геленджика, Анапы — закрытие сезона абсолютно точно будет катастрофой.
— Неопределенность рождает негатив, потому что мгновенно открыться невозможно: нужно собрать персонал, подготовить его, закупить все предписанное Роспотребнадзором: маски, перчатки, бактерицидные лампы... Когда нет информации ни на федеральном уровне, ни в регионе, плюс информационный всплеск по поводу второй волны вируса, появляются пессимистические настроения.
Общепит, например, уже остался без 50 % всех сотрудников, которые трудились еще в марте. Я думаю, что эта цифра будет увеличиваться. Гостиничный бизнес рассчитывал, что в июне уже будет открываться, но позитивных сигналов в регионах пока нет. За исключением Краснодарского края, где решили с 1 июня запустить санаторно-курортное направление — и только для компаний с медицинской лицензией.
При этом магазины и рынки работают, предприятия сферы услуг уже открыты, но они в значительно меньшей степени могут обеспечить безопасность, чем гостиница, ресторан или тем более компания с медлицензией, работающая в рамках санкура: к ним требования Роспотребнадзора и так очень жесткие. Это выглядит нелогично — надо либо ничего не открывать, либо открывать всех, но с соблюдением норм и требований.
— Внутренний туризм сейчас имеет очень хорошую возможность для рестарта. Люди не едут за границу не только потому что выезд из страны пока затруднен, а потому что боятся за себя, за семью. На первое место вышли требования безопасности. Если мы не будем соблюдать их внутри страны, то туристы будут путешествовать без ночевок, брать еду из дома или в ресторане на вынос.
К сожалению, в связи с переносом ответственности на глав субъектов мы видим, что никто не спешит развивать внутренний туризм, кроме президента страны и, наверное, Федерального агентства по туризму.
— Важно, чтобы бизнес стал более организованным: мы предлагаем большим системообразующим предприятиям, которые получили сейчас финансовую поддержку государства, централизованно направлять работников с семьями на отдых, как в советские времена или как в 2014-2015 году в Крым.
В противном случае это приведет к росту теневого сектора. Малые отели, чтобы выжить, будут принимать гостей нелегально и будут заполняться, я думаю, на 100 %. Казалось бы, государство старается помочь тем, кто платил налоги, но эта помощь в виде выплат МРОТ на сотрудников, или кредита в долг, или налоговой отсрочки — недостаточна. Нужны более действенные меры для поддержки пострадавших отраслей и в целом развития внутреннего туризма.