Непомпезный телевизор

02.07.200100:00
ПУЛ российских компаний – «М.Видео», «Сокол» и ТК «Арсенал» – выводит на российский рынок новую отечественную марку телевизоров «Сокол», массовое производство которых начнется в июле 2001 года. В проект вложено уже около $2,5 млн, еще столько же будет инвестировано до конца текущего года. Контрольный пакет принадлежит «М.Видео», основному инвестору проекта. Решение о диверсификации бизнеса компания приняла в 1998 году одновременно с оглашением межгосударственной российско-белорусской программы «Союзный телевизор», задуманной государственными чиновниками России и Белоруссии для поддержания постсоветской электронной промышленности. Несмотря на государственную поддержку, «союзный» проект до сих пор не преодолел проблем реального бизнеса и не дал никаких результатов. «Производство высокотехнологичных товаров, как и любых других, должно строиться профессионалами, а не инициироваться помпезными и малоэффективными бюрократическими компаниями. Задача государства – создавать условия для нормального бизнеса, – считает Александр Тынкован, президент компании «М.Видео». – Брэнд «несоюзного» телевизора мы создаем без помощи государства, и хотя рентабельность производственного капитала гораздо ниже, чем в торговле бытовой техникой, мы намерены продолжать эту стратегическую для нас линию». Несоюзные «Соколы» производятся в Александрове Владимирской области технической компанией «Арсенал» на оборудовании Krauss-Maffei, Siemag, Pantel und Broumser и Hitachi по принципу «глубокой» (в противовес «отверточной») сборки. Компания имеет свои know-how и применяет их в проекте. И все же, как и большинство выпускаемых ныне российских телевизоров, «Сокол» более чем на 90% состоит из импортных комплектующих (у белорусских коллег эта цифра несколько ниже за счет собственных трансформаторов и других «тяжелых» деталей). Правда, участники пула особо акцентируют внимание на том, что «Сокол» изготавливается исключительно из высококачественных комплектующих. Кинескопы, например, поставляются в Александров такими ведущими мировыми производителями, как Philips и American Matsushita. За год с небольшим были разработаны две линейки продукции шестого поколения с диагоналями 21, 20 и 16 дюймов. Но выпущены пока только две пилотные партии 21-дюймовой модели общим объемом 15 тысяч штук, уже проданные в Москве и других регионах России. «Работая над проектом, мы учли множество факторов и определили ту ценовую нишу и категорию покупателей, к которым будет обращен продукт, – говорит Дмитрий Тиманов, генеральный директор представительства торговой марки «Сокол» в Москве. – Емкость рынка телевизоров в России, по нашим оценкам, составляет около 4 млн в год. Из них 2,5 млн импортируется из-за рубежа, 1,3 млн приходится на российские и белорусские телевизоры других марок, и, наконец, оставшиеся 200 тысяч и есть та ниша, на которую рассчитываем мы». Телевизоры «Сокол» стоят на 20 – 25% дешевле, чем импортные телеприемники, что соответствует ценам на аналогичную продукцию российского производства. «Такая ценовая политика – не рекламный ход для стартующего брэнда. Наш покупатель – человек со средним и ниже достатком, но именно потому не желающий тратить свои деньги на приобретение некачественного товара, – объясняет Александр Тынкован. – Мы ожидаем значительного увеличения спроса на телевизоры в России и странах СНГ (куда мы также собираемся экспортировать нашу продукцию) по причине естественного старения и вымирания телеприемников первой импортной волны, завезенных в страны СНГ в 1992 – 94 годах».