Непосильным трудом

 

Еще осенью прошлого года, после ухода из «Связьинвеста», Евгений Юрченко заявил, что намерен собрать не менее 7% акций объединенной компании. По расчетам аналитиков, капитализация объединенного «Ростелекома» должна превысить 420 млрд рублей. То есть, по самым скромным подсчетам, имея такой пакет, бывший глава холдинга уже будет контролировать активы стоимостью более 1 млрд долларов. Судя по всему, вскоре в очередном рейтинге Forbes нас ждет соответствующее пополнение. По словам Юрченко, он и дальше будет наращивать долю в объединенной компании – уже за счет покупки акций самого «Ростелекома». Его цель на среднесрочную перспективу – консолидировать 15% акций компании.

При этом скупкой акций амбициозные планы господина Юрченко не ограничиваются. Он уже заявил о намерении в апреле обратиться с требованием о созыве внеочередного собрания акционеров «Ростелекома» для переизбрания совета директоров. Именно вхождение в совет директоров объединенного «Ростелекома» и является, судя по словам Юрченко, его целью.

Консолидация такого объема голосующих акций «Ростелекома» бывшим руководителем «Связьинвеста» и в прошлом председателем советов директоров всех МРК и «Ростелекома» наводит аналитиков на разные мысли. «Не исключено, что Евгений Юрченко приобретал акции региональных телекомов в партнерстве с крупными игроками рынка, поскольку бумаги МРК являются хоть и привлекательным, но очень специ­фичным активом. Поэтому без поддержки крупных игроков и без доступа к проверенной информации о состоянии дел в МРК Евгений Юрченко, скорее всего, не решился бы на выкуп региональных телекомов в таком количестве», – предполагает ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.

«Юрченко скупал ценные бумаги телекомов как на личные средства, так и на полученные под их залог кредиты. Курсовая стоимость бумаг росла, кредитных средств можно было взять еще больше, и этим господин Юрченко успешно пользовался. Благоприятно был выбран и момент для покупок, что также отразилось на экономическом результате от проведенных операций», – отмечает аналитик ГК «АЛОР» Наталья Лесина. Однако еще в октябре 2009 года председатель совета директоров «Связьинвеста» Леонид Рейман указывал, что доходы гендиректора от операций с ценными бумагами «многократно превосходят совокупное вознаграждение Юрченко в группе «Связьинвест». Иными словами, в «Связьинвесте» господин Юрченко не зарабатывал столько, чтобы спекулировать на бирже ценными бумагами в таком масштабе. «Как рассказывал сам Евгений Юрченко, покупку акций он осуществлял в основном за счет кредитов, полученных в банках, – вспоминает Виктор Марков. – Акции региональных телекомов в прошлом году повышались, поэтому скупка была похожа на построение финансовой пирамиды. На полученные кредиты покупались акции региональных телекомов, которые закладывались в банках в качестве обеспечения для получения новых кредитов». Эксперт считает, что в данной схеме главным моментом являлась хорошая осведомленность бывшего руководителя «Связьинвеста» о процессе реорганизации холдинга, «так как при переносе сроков реорганизации схема финансовой пирамиды могла бы не сработать»,  – подчеркивает аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент». Иными словами, как любая финансовая пирамида, она бы рухнула: заложенные акции могли подешеветь, что привело бы к их принудительной продаже. «Однако Евгений Юрченко был самым осведомленным человеком в процессе реорганизации «Связьинвеста», – объясняет беспроигрышную схему участия в этой лотерее эксперт.

Но есть и другая версия происхождения денег, на которые скупались активы региональных телекомов. Еще раз подчеркнем: лишь версия, конечные выводы о наличии коррупционной составляющей в указанных ниже сделках может делать только суд. Тем не менее накануне объединения региональных компаний в рамках «Ростелекома» стало известно, что «дочки» «Связьинвеста» в очередной раз списали в убыток расходы по приобретению и внедрению сразу нескольких программных комплексов, закупку которых курировал в рамках холдинга господин Юрченко. В частности, речь идет о внедрении биллинговой системы Amdocs Billing Suite стоимостью ни много ни мало 480 млн долларов. «Это было слишком дорого», – отмечал замдиректора Ассоциации по защите прав инвесторов Игорь Репин. «Компаниям были нужны такие системы, – признавал член совета директоров «Дальсвязи» Александр Шевчук, – но указанные сделки носили «не рыночный характер». Например, только в «Центртелекоме» закупили лицензий Amdocs вдвое больше необходимого. В итоге благодаря этому инновационному решению господина Юрченко только в ушедшем году компании холдинга «Связьинвест» вынуждены были списать на убытки 3,984 млрд рублей. И это далеко не единственное «достижение» Евгения Юрченко в бытность его топ-менеджером «Связьинвеста». Многие наверняка помнят скандал, который разразился в связи с заключением контракта на закупку и внедрение системы управления Oracle на рекордные по тем временам 153 млн долларов. Проект стартовал без проведения какого-либо тендера, что вызвало массу нареканий со стороны возмущенных миноритариев «Связьинвеста», Госдумы, Счетной палаты и рейтингового агентства Standard & Poor's. Единственной МРК, не списавшей в убытки затраты на внедрение «новых технологий» от господина Юрченко, стал «Северо-Западный телеком». Да и то это объясняется лишь тем, что внедрение Oracle закончится в данной компании лишь в текущем году. Напомним, что списание стоимости систем Oracle МРК объясняют «избыточностью пользовательских мест» — по этой причине списано 1,38 млрд рублей. Однако столь значительные «просчеты», или «осознанные ошибки», не стали препятствием к повышению господина Юрченко в должности – с замгендиректора «Связьинвеста» до руководителя компании. Правда, ему пришлось ненадолго отвлечься от «телекомов», «пересидев» время разбирательств по нецелевому использованию средств в «Связьинвесте» на должности управляющего Тамбовским отделением Центрально-Черноземного банка Сбербанка России. «Сейчас говорить о злоупотреблениях Евгения Юрченко во время работы в «Связьинвесте» некорректно, поскольку существует презумпция невиновности. Тем более что СМИ регулярно обвиняют госкомпании в злоупотреблениях, но доказательства должны предоставлять компетентные органы», – считает Виктор Марков. Сам Юрченко не любит говорить об источниках происхождения своего «богатства» и даже того немаленького стартового капитала, который позволил ему начать массовую скупку акций региональных телекомов.