Непотопляемый

Председатель Банка России Виктор Геращенко стал первым из высокопоставленных чиновников, решившим с новым главой государства свою персональную кадровую проблему. Поведение Виктора Геращенко свидетельствует, что глава ЦБ абсолютно точно знает, каким образом с ним поступит Владимир Путин. Более того, планы президента Виктора Владимировича вполне устраивают. Правда, до конца непонятно, когда все-таки Геращенко уйдет в отставку. Об этом знают наверняка только Путин и Геращенко. Скорее всего, не скоро. "Я утвержден Думой на четыре года, и этот срок еще не истек", - пояснил Геращенко журналистам свое недоумение по поводу слухов об отставке.

Первая после президентских выборов неделя стала неделей Геращенко. Председатель ЦБ встречался с Путиным, с сенаторами и парламентариями, выступил с программными заявлениями о политике Банка России, объявил о намерении наконец-то доукомплектовать совет директоров ЦБ и не просто охотно общался с журналистами, но и провел (хотя сумбурную и плохо подготовленную) пресс-конференцию, едва ли не первую с момента отставки вернувшего его на Неглинную Евгения Примакова. Все это разительно отличается от стиля поведения Геращенко в последний год. Кстати, сразу после отставки Примакова на предложение сделать интервью Виктор Владимирович философски заметил: "Не время сейчас для серьезных заявлений". С тех пор председатель ЦБ находился в глухой обороне, практически не реагируя на массированные попытки самых разных сил урезать полномочия Центробанка, начиная с утверждения Госдумой сметы расходов ЦБ и заканчивая лишением функций надзора за коммерческими банками. Появилась даже идея перевести головной офис ЦБ в Санкт-Петербург.

Сегодня бодрый и жизнерадостный Геращенко демонстрирует, что ситуация у него под контролем. Либо он договорился с Путиным о сохранении своего кресла, либо Путин убедил Геращенко спокойно уйти. Последнее - вряд ли. Не в характере Виктора Владимировича выставлять себя на посмешище. Видимо, Геракл действительно получил от Владимира Путина карт-бланш на какой-то срок. Сам Геращенко недвусмысленно на это намекнул. Комментируя претензии Госдумы на контроль за ЦБ, он выразился в том смысле, что не стоит парламентариям претендовать на более тесные взаимоотношения с ЦБ, нежели существуют между Банком России и высшей исполнительной властью.

Собственно говоря, Геращенко сейчас Путина вполне устраивает. "Конечно, осенью прошлого года Геракл занимался откровенным вредительством, манипулируя курсом и резервами, постоянно напоминая Кремлю об угрозе падения рубля", - заметил один из сотрудников Белого Дома. "Ну и что. Теперь-то все идет как по маслу. Вон курс накануне выборов даже не шелохнулся", - намекнул наш собеседник на получивший широкую известность в узких кругах разговор, состоявшийся между Путиным и Геращенко в самом начале января. Тогда, по слухам, Путин в недопускающей возражений форме предложил Геращенко сотрудничество.

Действительно, если отбросить теоретически возможные идеологические расхождения, нынешний глава ЦБ более чем удовлетворительно решает те задачи, которые ставит перед ним Кремль. Во-первых, макроэкономическая стабильность налицо, курс рубля даже несколько укрепился, золотовалютные резервы подросли, ставка рефинансирования снижается (тот факт, что ее можно снизить до 1% годовых и это ни на что не повлияет, никого, кажется, не интересует). Во-вторых, Центробанк вместе с принадлежащими ему банками по-прежнему успешно выполняет роль "денежной скорой помощи", всегда оперативно поддерживая ликвидность Кремля. Как в широком смысле - кредитуя в самых экзотических формах бюджет, так и в узком - финансово обеспечивая разнообразные деликатные операции. Наконец, в отношении реструктуризации банковской системы Банк России столь же бездеятелен, сколь легкомысленно к этой проблеме относятся в Кремле. Последнее совещание у Путина - лишнее тому подтверждение. Вместо того чтобы решить наконец, что делать с абсолютными "мертвяками", каковых насчитывается более 200, всерьез обсуждается предложение о том, чтобы АРКО занялось не совсем безнадежными банками. Это, дескать, позволит быстрее поставить их на ноги. Так как контрольный пакет останется у государства (то есть у АРКО), бюджет получит дополнительные доходы от деятельности этих банков. Такой вот государственный капитализм. Похоже, тесное сотрудничество с Альфа-банком очень способствует превращению чиновников АРКО в коммерсантов.

Вообще же проблема санации банков-банкротов не так уж и неразрешима. Просто "реструктуризация" проблемных банков превратилась в весьма доходный, хотя и криминальный бизнес, которым с одинаковым успехом занимаются и некоторые чиновники Центрального банка, и активно участвовавшие в предвыборной кампании Путина чиновники и финансисты. До тех пор пока Путин не избавится от одиозных помощников, могут спокойно себя чувствовать и отдельные зампреды ЦБ.

Так что в ближайшее время разговоры о смене председателя Банка России будут не слишком уместными. Виктор Владимирович, сказавший как-то про себя: "Я в принципе человек flexible (гибкий. -А.Г.)", в течение последнего года прекрасно подтвердил это свое качество. Он сумел выстроить отношения и с Путиным, и с Лужковым, и с Гусинским, и с Березовским. Продемонстрировал, что нет никакой необходимости заискивать перед МВФ, обеспечив пожарные выплаты по внешним долгам за счет резервов ЦБ. Без истерик "похоронил" разгоревшуюся было с новой силой историю с FIMACO, а скандал вокруг Bank of New York Центробанк вообще не счел нужным комментировать. Похоже, здоровый пофигизм Геракла был по достоинству оценен новым хозяином Кремля.

"Конечно, Геращенко надо менять. Но сейчас это совсем неактуально, да и хлопотно. Снимешь Геракла - надо договариваться с новым, начнутся пихания, эти предлагать того, те другого", - резюмировал ситуацию вокруг Банка России наш собеседник на Старой площади.

В пользу версии о том, что активность Геращенко связана все-таки с угрозой отставки, говорит активное обсуждение четырех вполне конкретных кандидатов в особняке на Неглинной. Это нынешний первый зам. Геращенко Татьяна Парамонова и руководители трех крупнейших госбанков - президент Сбербанка Андрей Казьмин, председатель правления Внешторгбанка Юрий Пономарев, председатель Внешэкономбанка Андрей Костин. Все они с разной степенью вероятности могут претендовать на роль "банкира Путина", считает наш источник в правительстве. "Так среди них же нет питерцев", - пошутил в ответ на просьбу оценить шансы этих кандидатов один из бывших высокопоставленных обитателей особняка на Неглинной.

Кстати, сам Геращенко, комментируя предложение лидера думской фракции "Единства" Бориса Грызлова перенести главный офис Центробанка в Санкт-Петербург, напомнил о своих петербургских корнях. "Я с удовольствием перееду, я ведь там родился. Только пусть вернут и отреставрируют квартиру деда", - подтвердил свою репутацию отменного шутника Геращенко. Главного банкира ЦБ теперь можно смело отнести к модной сегодня питерской команде.

Кто на новенького

Никто из наиболее вероятных кандидатов в кресло председателя Центрального банка (в случае если отставка Геращенко все-таки состоится) действительно не связан с новым президентом узами землячества.

Однако если начинать с ленинградских корней, то, как это ни странно, на горизонте не видно пока достойных конкурентов четверке кандидатов. Банкир-олигарх Владимир Коган хотя и близок к Путину, но слишком одиозен для того, чтобы возглавить Центробанк. В питерском ГУ ЦБ тоже не наблюдается сильных кандидатов. Есть, правда, в Москве Владимир Столяренко, который успешно руководит сейчас банком "Еврофинанс", а до того был старшим вице-президентом банка "Империал". Заметим, что о Столяренко говорят как о близком знакомом Алексея Кудрина. Так что в случае повышения последнего до министра или вице-премьера Столяренко может быть востребован на госслужбе. Пример нового главы ФКЦБ свидетельствует, что в нынешних условиях громкое имя и высокие должности - не главное. Первое лицо выполняет прежде всего политические функции, а текучку могут одолеть и хорошо подобранные замы.

У Татьяны Парамоновой есть одно объективное "политическое" преимущество. Путин в свое время очень ярко высказался о необходимости привлекать на ответственные посты женщин. А после решения Валентины Матвиенко побороться за губернаторское кресло Любовь Слиска будет чувствовать себя одиноко в мужских эшелонах власти. При этом Парамонова не уступит в жесткости и требовательности даже такому суперадминистратору, как Анатолий Чубайс, что последний сам признавал. В бытность его "финансовым" вице-премьером Чубайсу приходилось постоянно взаимодействовать с руководившей Банком России Парамоновой. Рассказывают про телефонный разговор, в ходе которого Чубайс жестко настаивал на каком-то решении ЦБ. "Вот вы у себя в Белом доме и командуйте", - оборвала беседу несогласная Парамонова. "Сумасшедшая", - бросил трубку покрасневший Чубайс. Потом на минуту замолчал и уже задумчиво добавил: "Может, такие там в ЦБ и нужны". Если всерьез, то плюсы Татьяны Владимировны - профессионализм, огромный опыт и знание системы ЦБ, упертость и фанатизм в работе. Однако, так же как и Юрий Пономарев, она ассоциируется с "командой Геращенко", и все же маловероятно, что в случае досрочной смены председателя ЦБ власть перейдет к "наследнику".

Вернувшийся после десятилетней работы в Париже и Лондоне в Москву Юрий Пономарев, конечно, тоже "человек Геращенко". К тому же имевший самое непосредственное отношение к FIMACO. Однако это тот минус, который легко обращается в плюс. Отменное знание сложных финансовых технологий и международной банковской практики полезно и с точки зрения управления золотовалютными резервами, и для контроля за изощренными схемами вывоза капитала. К тому же Пономарев минимально ангажирован "олигархами".

Андрей Казьмин хорош тем, что прекрасно знает и Минфин, где он был замминистра, и кухню ЦБ, с которой постоянно сталкивался, возглавляя Сбербанк. Казьмин показал себя как отменный аппаратный игрок. Назначенный Дубининым, он сработался с Геращенко, наладив тесные контакты с президентской администрацией. К тому же медленно, но верно начал разгребать доставшиеся ему от прежнего руководства авгиевы конюшни Сбербанка. Хотя складывается ощущение, что при гарантиях сохранения поста Казьмин с удовольствием остался бы во главе Сбербанка. Профессиональных задач там по горло, а реальное политическое влияние председателя крупнейшего российского банка при умелом использовании ресурсов "Сбера" ненамного ниже, чем у главы ЦБ.

А вот глава Внешэкономбанка Андрей Костин уже перерастает масштабы своего банка. Придя осенью 1996 года на руины, тлевшие после банкротства ВЭБа в 1991 году, Костин фактически заново создал коммерческий банк, клиентами которого сейчас являются крупнейшие российские компании. При этом Костин - одна из ключевых фигур переговоров по урегулированию внешних долгов. Андрей Костин для Центробанка - абсолютно свежий человек, идеально подходящий для кардинальных реформ в системе Центробанка. Правда, в случае ухода Костина из ВЭБа возникает проблема его сменщика. Сейчас Внешэкономбанк играет весьма важную роль и в политике, и в экономике для того, чтобы отнестись к персоне его руководителя более легкомысленно, чем к фигуре главы ЦБ.