Top.Mail.Ru
архив

Непотребное кредитование

Судя по той активности, с которой банки занялись потребительским кредитованием, иного источника зарабатывания денег, кроме как население, у них нет. Не проходит и дня, чтобы какой-нибудь банк не объявил об очередной новации в области кредитования физлиц. По оценкам экспертов, к концу года объем рынка достигнет 250 млрд руб., удвоившись по сравнению с 2002 годом.

 

Борьба за частного клиента вынуждает банки снижать процентные ставки. В результате может сложиться ситуация, когда невозвраты уже не будут покрываться платежами добросовестных заемщиков. Не случайно руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Мачей Лебковский считает, что вне зависимости от состояния российской экономики через два-три года следует ожидать кризиса на рынке потребительского кредитования.

 

Миллион в кредитной корзине

Нынешний бум в значительной степени обусловлен популярностью так называемых экспресс-кредитов (выдаваемых непосредственно в торговых точках). Данная форма кредитования удобна не только потребителям – как отмечают маркетологи, в последнее время бытовая электроника оказалась в разряде «случайных покупок» (пришел – увидел – купил).

Банкам экспресс-кредитование тоже на руку. Поскольку потребительские кредиты окупаются исключительно за счет массовости и «конвейерности». Дело в том, что накладные расходы, связанные с выдачей каждого кредита, не зависят от его суммы, поэтому при сохранении стандартных процедур издержки увеличиваются в разы.

Первопроходцем в области экспресс-кредитования стал «Русский Стандарт». Однако он начинает уходить из сектора мелких кредитов (теперь он ориентируется на займы от $1000), отступая под натиском более сильных и мобильных конкурентов. Главный из них – «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (ХКФ) – финансовый институт с чешским капиталом, активно использующий западные технологиии и прочно обосновавшийся в сети магазинов «Техносила» – бывшей вотчине «Русского Стандарта». В пользу ХКФ в свое время сыграло то, что банк предложил не только скоростную выдачу кредита, но и его погашение (через филиальные сети других банков – как обычный банковский перевод).

У банка «Первое ОВК», подкрепленного ресурсами недавно купившего его «Интерроса», похоже, открылось второе дыхание. На днях «Первое ОВК» и Росбанк объявили о новой программе экспресс-кредитования (для начала в магазинах «М.Видео»), в ходе которой планируют выдавать до 70 000 – 100 000 потребкредитов в месяц.

Бороться с конкурентами банки стараются с помощью новых технологий. Например, Русский банк развития (РБР) предложил клиентам чековую книжку для кредитного обслуживания в сотрудничающих с банком торговых точках. А Альфа-банк (который, кстати, тоже пытается обосноваться в «Техносиле») вместо разового экспресс-кредитования открывает кредитную линию с привязанной к ней карточкой (соответствующий счет открывается заемщику в момент получения кредита). Предусмотрен и льготный период погашения, в течение которого действуют минимальные процентные ставки.

Кстати, именно кредитные карточки начальник отдела разработки и внедрения услуг департамента маркетинга банка «Уралсиб» Альберт Фахрутдинов называет перспективным будущем рынка потребкредитования. Во-первых, это значительно удешевляет весь процесс (клиенту достаточно единожды побывать в банке, не нужно выстраивать цепочку взаимодействия с торговыми точками) и снижает риски (клиент проверен, его кредитная история сформирована).

Еще одна возможность развивать банковское кредитование «физиков», отмечает начальник аналитического отдела дирекции розничных продаж «МЕНАТЕПа СПб» Сергей Шепелев, – идти в регионы. И это хоть и медленно, но уже происходит. По данным ЦБ, к 1 июля 2003 года кредиты, выданные физическим лицам в Центральном федеральном округе, составили 41,2% от общероссийской суммы, тогда как год назад этот показатель достигал 47%.

Недавно о стремлении развивать активные операции с «физиками» в регионах заявил ВТБ (первым на очереди у банка стоит Хабаровск). О планах идти в провинцию первым среди «иностранцев» заявил Райффайзенбанк Австрия. И, по мнению экспертов, с повышением российского рейтинга до инвестиционного уровня другие иностранные «дочки» тоже более активно проявят себя в банковском ритейле.

 

Без страха, но с упреком

Чтобы уберечься от рисков, возникающих при потребительском кредитовании, необходим скорринг. Однако любая рейтинговая система достаточно поверхностна и не учитывает психологических нюансов, важных в работе с «физиками». Например, отмечают эксперты, дисциплина погашения кредита в большой степени зависит не только от ежемесячного дохода, но и от способности заемщика к накопительству, постоянному «откладыванию» денег на выплату долга.

Кроме того, действующее в стране законодательство существенно затрудняет процедуру взимания долга с неплатежеспособных заемщиков – частных лиц. Например, банк не сможет отобрать у незадачливого заемщика заложенное имущество, если он докажет, что купленный на банковский кредит товар он использует для получения основных средств к существованию.

Впрочем, пока невозвращенные кредиты в основном бывают мелкими (от 3000 до 10 000 руб. – в зависимости от региона). Банки часто вполне справедливо считают, что, чем гоняться за человеком по всей Руси Великой, дешевле вообще забыть об этом кредите.

Практика эта порочна. Но что делать, если система накопления кредитных историй по физическим лицам в России пока не работает, несмотря на многолетние попытки (самых различных структур, в том числе и иностранных) создать в стране кредитное бюро. Недавно IFC заявила о своем намерении создать в России небольшое, но «отважное» кредитное бюро. Кроме того, крупнейшее в мире бюро кредитных историй – Experian – заявило о том, что с весны собирается начать работу в России.

Забавно, но самый, казалось бы, заинтересованный в кредитном бюро игрок на рынке – «Русский Стандарт» – не очень жаждет участвовать в создании какой-либо структуры, собирающей кредитные истории «физиков». Аргументы банка просты – уже сейчас он обладает огромной базой по «кредитной порядочности» физических лиц, и ему вовсе не хочется делиться ею с конкурентом, который в ответ предложит сведения по десяти клиентам.

Еще одна возможность для банков избавиться от лишних рисков – участие в потребительском кредитовании страховых компаний. Однако если страховать ипотечное жилье или купленный на кредитные средства автомобиль для страховщиков не в диковинку, то в вопросах кредитования страховые компании не столь активны. По словам Альберта Фахрутдинова, уже в течение двух лет банк «Уралсиб» пытается договориться о чем-то подобном со страховщиками, но безуспешно. Причина – этот рынок страховыми компаниями пока не освоен, и они готовы рисковать только за такие деньги, которые увеличат для конечного заемщика стоимость кредита как минимум на 10%.

Таким образом, пока российские банки рискуют в одиночку. И далеко не все из них готовы к изменениям на рынке, когда высокие проценты, как страховка от риска, будут уже невозможны.

Еще по теме

архив
Из Парижа в Лондон за 30 евро
Компания Eurostar, осуществляющая пассажирские железнодорожные перевозки на сверхскоростных поездах по Европе, обратилась во французский комитет по рекламе с требованием запретить рекламную кампанию British Airways, развернутую недавно в Париже. В рамках этой кампании British Airways разместила на стенах в парижском метро рекламные щиты, на которых потребителям предлагается купить авиабилеты из Парижа в Лондон всего за 29,5 евро без налогов. Дополнительная информация напечатана на щитах, размещенных на стене туннеля, столь мелким шрифтом, что прочесть ее, находясь на платформе, невозможно. А между тем потребителю, чтобы получить этот билет, придется оплатить разнообразные сборы, в результате чего стоимость билета составит почти 106 евро. Кроме того, пассажир обязан воспользоваться обратным рейсом только компании ВА и должен провести в Лондоне не менее двух дней – этой информации на щитах вообще нет, получить ее можно только на сайте British Airways. Глава компании Eurostar Гийом Пепи назвал эту рекламную акцию «неприкрытым обманом потребителей». В свою очередь, руководство British Airways заявило, что использованные рекламные технологии ничуть не отличаются от тех, которые применяются большинством конкурентов.
Из Парижа в Лондон за 30 евро
архив
В Голландии Баварии нет
Мюнхенский земельный суд запретил голландской пивоваренной компании Bavaria N.V. использовать название слово Bavaria для ее пива. Иск компании был предъявлен Союзом производителей пива Баварии, которые полагают, что голландская фирма таким образом вводит потребителей в заблуждение относительно места розлива этого пива. Пиво под маркой Bavaria Holland Beer продается более чем в 80 странах мира. Объемы его производства превышают 40 млн декалитров в год. Компания существует с 1719 года и варит пиво под маркой Bavaria с середины XIX века. Сегодня пиво Bavaria является второй по популярности маркой в Голландии. Bavaria N.V. одной из первой разработала и выпустила в 1978 году безалкогольное пиво, которое и сегодня изготавливается по уникальной технологии и пользуется большой популярностью далеко за пределами Голландии. Пока руководство голландской компании никак не отреагировало на это известие, но аналитики полагают, что компания вступит в борьбу, так как ценность брэнда Bavaria Holland Beer слишком велика.
В Голландии Баварии нет
архив
Китайское чудо для Intel
Крупнейший в мире производитель микропроцессоров для персональных компьютеров компания Intel объявила о рекордном росте прибыли по итогам третьего квартала 2003 года. За этот период чистая прибыль компании выросла на 15%, что стало абсолютным рекордом за всю историю ее существования. Главный экономист  Intel Энди Брайант заявил, что результаты этого квартала значительно лучше тех, что прогнозировались. Главной причиной успеха компании стал резкий рост спроса на микропроцессоры от производителей компьютеров в России, Китае и Индии. Рост продаж в этих странах превышает предварительные прогнозы в несколько раз. За первые три квартала 2003 года компания получила $1,7 млрд чистой прибыли при продажах на сумму свыше $7,8 млрд. Для сравнения: за тот же период прошлого года прибыль Intel составила $686 млн при продажах на уровне $6,5 млрд. Аналитики предсказывают Intel дальнейший рост прибыли, несмотря на то что компании придется потратить немало средств на продвижение нового процессора Prescott, который ожидает упорная борьба с процессорами от конкурирующих с Intel компаний AMD и Transmeta.
Китайское чудо для Intel
архив
Просто нажми shift
Американская компания SunnComm Technologies отозвала иск против студента Принстонского университета Алекса Холдермана. SunnComm выпускает программное обеспечение, предотвращающее нелегальное копирование музыкальных CD на компьютерах. Студент же нашел простой и эффективный способ обойти все ограничения программы. Холдерман выяснил, что, если во время загрузки диска, защищенного программой SunnComm, держать нажатой клавишу shift, Windows блокирует функцию запуска программы. Дальше диск можно копировать обычным путем. Студент ознакомил со своим открытием всех заинтересованных лиц. SunnComm Technologies объявила, что действия Холдермана принесли ей убытки на сумму свыше $10 млн, и заявила о намерении взыскать эти деньги со студента. Однако под давлением общественности, вставшей на защиту Холдермана, компания была вынуждена признать, что в действиях молодого человека отсутствовал злой умысел, а его открытие было сделано случайно. Звукозаписывающие компании, убытки которых от продажи пиратских копий растут с каждым годом, давно пытаются найти способ защиты информации на музыкальных носителях. Однако до сих пор ни одна из предложенных защитных программ не стала эффективным методом борьбы с пиратством. 
Просто нажми shift