Непредсказуемый холдинг
«Сибур» преподнес очередной сюрприз. Собрание кредиторов «Сибура» приняло неожиданное решение – продолжить банкротство компании. Кредиторы обратились в арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с ходатайством о признании холдинга банкротом и введении конкурсного производства.
С марта в «Сибуре» действует процедура наблюдения. Банкротство компании было инициировано владельцем контрольного пакета акций и основным кредитором «Сибура» – «Газпромом». Однако газовый гигант вовсе не собирался банкротить «Сибур». В его намерения входило возвращение ранее выведенных активов и заключение мирового соглашения со всеми кредиторами. Появились даже слухи о том, что арестованные в начале года бывшие руководители нефтегазохимической компании Яков Голдовский и Евгений Кошиц будут выпущены на свободу, как только вернут все выведенные ими из «Сибура» активы. Их обвиняют в уводе из компании активов на общую сумму 2,6 млрд руб. Однако, с тех пор как стало известно о решении кредиторов продолжить банкротство, не может быть и речи о выходе на свободу Голдовского и Кошица. Странное совпадение, но в день, когда кредиторы приняли столь неожиданное решение, генпрокуратура направила уголовное дело бывших руководителей «Сибура» в суд.
Теперь, если мнение кредиторов останется прежним, «Сибур» начнут продавать по частям. Впрочем, все еще может измениться. Арбитражный суд перенес рассмотрение дела о банкротстве «Сибура» на сентябрь. По словам заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Рязанова, его компания воспользуется паузой, предоставленной решением суда, чтобы достичь договоренности с другими кредиторами о выплате долгов «Сибура». «Мы с самого начала практически подписали мировое соглашение с «Сибуром». Другие же кредиторы не последовали нашему примеру: они хотели для себя лучших условий реструктуризации долга, чем «Газпром», – заявил он. По данным Александра Рязанова, остальные кредиторы «Сибура» настаивают на расчетах в валюте и по высоким процентам, а также на предоставлении гарантий со стороны «Газпрома». «На любой стадии стороны могут заключить мировое соглашение. Мы все же считаем, что нам как-то удастся договориться», – сказал Александр Рязанов.
Как считает президент «Сибура» Дмитрий Мазепин, решение о банкротстве компании стало следствием неконструктивной позиции банков-кредиторов, которые поставили «Газпром» и «Сибур» в жесткие условия, настаивая на срочном погашении задолженности под гарантии «Газпрома» (крупнейшими кредиторами «Сибура» помимо «Газпрома» являются Альфа-банк, ДИБ, Сбербанк, МДМ-банк, Внешэкономбанк и Внешторгбанк). К слову сказать, за «Доверительным и инвестиционным» и Альфа-банком стоят крупнейшие нефтяные компании – ЮКОС и ТНК. Теперь им придется рассчитывать, что выгоднее: банкротить «Сибур» или в течение пяти лет дожидаться возвращения долгов, как это предполагает план реструктуризации задолженности.
По словам экспертов, банкротство «Сибура» выгодно нефтяным компаниям, которые давно претендуют на газоперерабатывающие заводы холдинга, но невыгодно банкам. Дело в том, что в процессе банкротства «Газпром» попытается перехватить контроль над многими «дочками» нефтегазохимической компании. В этом случае имущества «Сибура» не хватит, чтобы в полной мере покрыть задолженность перед банками. На сегодня, по некоторым оценкам, кредиторская задолженность «Сибура» составляет около 49 млрд руб., из них более половины приходится на «Газпром».
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что «Газпром» сам решил продолжить банкротство. Сделал он это для того, чтобы заставить банки уступить на переговорах по реструктуризации задолженности «Сибура».