Непрерывный аудит
После того как все жилкомплексы «ДОН-Строя» за долги практически перешли под контроль ВТБ, новый владелец решил провести аудит доставшихся активов. В ситуации безвластия бывший менеджмент оставался у руля, однако структура потеряла все возможные лоббистские ресурсы. В результате в течение года «ДОН-Строй» столкнулся сразу с несколькими проблемами, вызванными недостатком господдержки. Кульминацией стали события июня 2010-го, когда московские власти потребовали снести несколько этажей в проекте девелопера «Дом на Мосфильмовской». Вслед за этим ВТБ распространил сообщение, что, несмотря на информацию о том, что еще в августе 2009-го компания при реструктуризации долга передала ВТБ 50%+одну акцию «ДОН-Строй инвеста», на балансе которого находятся все жилые проекты девелопера, сделка пока не состоялась. Помимо аудита, по данным «Ко», банк проводил исследование, чтобы выяснить, насколько бренд «ДОН-Строя» позитивно воспринимается рынком и специалистами. Участники рынка не исключают, что по результатам исследования ВТБ предпочтет переименовать компанию. При этом речь может идти как о полном ребрендинге, так и о более легком перепозиционировании девелопера.
Соглашение о покупке ВТБ жилкомплексов «ДОН-Строя» было заключено лишь в августе 2010-го. Девелоперу предоставят дополнительное проектное финансирование. Стороны планируют завершить сделку до 15 января 2011 г.
Несмотря на наметившуюся определенность, конец года ознаменовался для Максима Блажко еще одним скандалом. Московская Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости обвинила «ДОН-Строй» в том, что компания самовольно почти вдвое расширила участок под строительство жилого дома на ул. Маршала Бирюзова, 31–33. В ходе проверки выяснилось, что, помимо арендованной у городских властей земли, девелопер использует дополнительные 3600 кв. м – «для проведения строительных работ и благоустройства территории без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю».
«ДОН-Строй» – непубличная структура и информацию о своих долгах не раскрывает, однако, по сведениям участников рынка, он задолжал ВТБ около 80 млрд руб. Если предположить, что сделка по продаже контрольного пакета была безденежной, как уверяют игроки рынка, то с учетом того, что Блажко принадлежало 50% компании, его состояние уменьшилось как минимум на 20 млрд руб. Впрочем, у него еще есть опцион на выкуп своей доли, но условием его реализации, по данным экспертов, является серьезное сокращение кредитной нагрузки, что пока просто невозможно.