Top.Mail.Ru
рынки

Неприкасаемые

Компанию «ВСМПО-Ависма» санкции будут обходить стороной до тех пор, пока Boeing и Airbus не найдут замену российскому титану. Фото: Stephan Jansen/DPA/Global Look Press Компанию «ВСМПО-Ависма» санкции будут обходить стороной до тех пор, пока Boeing и Airbus не найдут замену российскому титану. Фото: Stephan Jansen/DPA/Global Look Press

К концу 2022 года стало очевидно, что термин «международный бренд», за который российские компании боролись не один десяток лет, одномоментно потерял свою ценность. Сбер, официально признанный сильнейшим брендом Европы, «Аэрофлот» — имя нарицательное среди российских перевозчиков, «Роснефть» — еще недавно символ всей российской нефти Этот печальный список можно продолжать долго. Все эти компании потеряли западный рынок и вынуждены начинать все сначала — на новых рынках, где пока их не слишком ждут. Но остались те, кого санкционная волна смыть не смогла, — они не только сохранили западный рынок, но и наращивают на нем свое присутствие. 

Жесткая игра против российских производителей на Западе дело не новое — достаточно вспомнить, какими методами США боролись с Россией за многомиллиардный рынок экспорта вооружений. Информационные кампании, посвященные технологической отсталости российского оружия, были стандартным фоном, на который удачно наложились «крымские санкции» против российской космической и оборонной промышленности.

Другой пример — «Лаборатория Касперского», практически в открытую обвиненная в шпионаже. США запретили использовать разработки компании местным госорганам, а чуть позже Европарламент принял резолюцию, в которой назвал продукцию компании «вредоносной» и призвал отказаться от ее использования в европейских учреждениях.

И хотя через год официально было признано, что в продуктах «Касперского» нет вредоносного кода, позициям компании на рынках Европы и США был нанесен непоправимый ущерб.

Росатом не был допущен к тендеру на строительство реактора для АЭС «Дукованы» после обвинения России в причастности к взрыву на складе во Врбетице и высылки почти двух десятков российских дипломатов из Чехии. Представители Росатома тогда назвали решение Праги «нерыночным и политически ангажированным».

С присоединением Крыма к России число таких компаний стало нарастать как снежный ком — ВТБ, «Лукойл», «Газпром» и даже вакцина «Спутник V». А февраль 2022‑го одномоментно отрезал от мировых рынков практически всех российских игроков. Токсичным стал даже российский бренд нефти Urals, который шел за рубеж с дисконтом к Brent до $40, смешивался с другими сортами нефти и продавался на рынках как «латвийская смесь».

Неприкасаемые есть

На этом фоне российские игроки, которые сумели остаться на западных рынках, заслуживают особого внимания.

Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев отмечает, что «незаменимыми» остались те, кто выпускает стратегический продукт, и первым среди равных называет Росатом. «Российские атомные технологии по-прежнему пользуются популярностью. Те же американцы использовали и используют российское топливо для ядерных реакторов», — отмечает эксперт.

Действительно, пока США так и не решились ввести санкции против Росатома, ограничиваясь разговорами о необходимости двигаться к независимости от ядерного топлива из России. Пока же наш уран обеспечивает потребности США на 25%.

Не коснулись Росатома и европейские санкции. Разрыв контракта со стороны финской Fennovoima стал единичным прецедентом. А Венгрия, где Росатом ведет строительство станции «Пакш», даже сделала по этому поводу официальное заявление.

«Мы никогда не согласимся с включением Росатома или „Газпрома“ в санкционный список», — говорится в официальном заявлении МИД страны.

Не решился ЕС вводить санкции и против «Алросы», поставляющей на мировой рынок около трети необходимого количества необработанных алмазов. За российского гиганта вступается Бельгия, родина мировой столицы бриллиантов Антверпена. Бельгийцы говорят, что подобные ограничения выльются в потерю тысяч рабочих мест.

«Если бы санкции были введены, это лишило бы бельгийские гранильные фабрики сырья», — отмечал посол Польши в Брюсселе Анджей Садось. Поэтому поставки не только не прекратились, а даже выросли: в январе — июне, по данным Евростата, Россия в деньгах поставила Европе алмазов на €1,13 млрд. Это примерно на 20% больше, чем за тот же период в прошлом году.

АлмазыАлмазы «Алросы» составляют треть мирового рынка, и он не готов их лишиться. Фото: АК «Алроса»

Санкции обходят российский титан, из которого собран как минимум каждый третий Boeing. И хотя в начале марта компания приостановила закупку металла из России, сославшись на накопленные запасы (кстати, так же поступил и автопроизводитель Rolls-Royce), о санкциях против российских производителей титана речи не идет. И неудивительно — «ВСМПО-Ависма», крупнейший в мире производитель этого сырья, обеспечивает до 50% поставок титана для мировой аэрокосмической промышленности, в том числе до 60% потребностей Airbus и до 40% потребностей Boeing.

Но речь не только о сырье. Есть целый пул IT-компаний, которые продолжают работать на западных рынках. Так, в санкционных списках США и ЕС, по крайней мере пока, нет «Лаборатории Касперского», которая смогла пережить период немилости и сейчас старается укрепиться на западных рынках. В августе «Касперский» сообщил об открытии центра прозрачности в Соединенных Штатах, а в сентябре — еще двух, в Риме и Утрехте. «Исторически российские разработчики ПО много работали и в США, и в ЕС. Сегодня эти рынки изменились, но те отечественные компании, которые устойчиво на них работали, продолжают эту работу», — уверяет президент объединения разработчиков российского ПО «Руссофт», член экспертного совета при Минкомсвязи России Валентин Макаров.

Перечислить конкретных игроков он отказался, так как это «прямое нарушение санкций», однако о продолжающейся работе с Западом рассказывают в «Ауриге» — российской участнице списка «100 лучших провайдеров аутсорсинга ПО в мире». «Почти все наши клиенты из Европы и Северной Америки продолжают сотрудничество как в области разработки встраиваемых систем, так и бизнес-приложений и „умных“ технологий», — поделился гендиректор компании Вячеслав Ванюлин. По его словам, западные рынки однозначно не закрыты для российских IT-компаний с опытом работы на Западе, достойной репутацией и актуальным технологическим стеком.

Помимо брендов с именем, на Западе продолжают покупать и безымянный российский продукт — сырье и продовольствие.

Внешнеторговая статистика РФ закрыта, однако в октябре замглавы ФТС Владимир Ивин отмечал, что ЕС продолжает занимать около 38% товарооборота России. «Пока им свое же нефтяное эмбарго не реализовано, ЕС, безусловно, останется примерно на тех же позициях», — заявлял он.

Экспорт зерна в ЕС в январе — августе приблизился к 711 тысячам тонн. Это на 6,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем временем в денежном выражении сумма оказалось больше на 6%.

Далеко не всегда экспорт российских товаров на Запад идет напрямую. «Уже сейчас Польша, которая одной из первых заявила об отказе от прямых закупок российской нефти, продолжает закупать ее через Германию и третьи страны», — отмечал президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. Через тайные схемы закупались и российские алмазы. По данным Bloomberg, через Индию — одного из основных тайных закупщиков — они вполне могли отправляться на западные рынки.

За девять месяцев этого года Европа в полтора раза нарастила закупку российского СПГ. «Мы также сильны в космических технологиях. Это и антенны, и двигатели, и средства навигации. По этой линии мы передовики, поэтому в области космоса мы с США до сих пор поддерживаем отношения», — добавляет кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.

прочитать весь текст

Новые рынки

Но за исключением стратегически важных продуктов сотрудничества с Россией Запад старается избегать — даже если речь не идет о конкретных санкциях. «Время комфортного бизнеса с европейскими партнерами закончилось.

Европа теперь смотрит на российские деньги с недоверием, опасается принимать оплату от контрагентов, даже если сам клиент или его российский банк не находятся под санкциями», — говорит Кирилл Лапин, управляющий партнер международной консалтинговой группы Seitenberg из Австрии.

И такой позиции придерживается не только «коллективный Запад», но и попадающие под его влияние государства. «После февраля стало сложнее продвигать продукты по информационной безопасности в странах-сателлитах (Мексике, Бразилии, ЮАР), с которыми ранее были хорошие торговые отношения. Работа не остановилась, но клиенты стали осторожнее и в закупках при прочих равных теперь предпочитают нероссийский софт», — отмечает Сергей Ожегов, гендиректор разработчика ПО для защиты информации «СерчИнформ».

В этих условиях бизнес усиливает позиции там, где к уже работающим «россиянам» продолжают относиться дружелюбно. «В этом смысле в странах СНГ по большому счету ничего не изменилось, — отмечает член Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР) Елена Юрефева. — На „Яндекс.Такси“ все так же ездят в Сербии, Израиле, Сенегале и других странах. Судя по данным „Google.Трендов“, „Касперский“ популярен в странах Африки и Латинской Америки, а поиском „Яндекс“ пользуются в Индонезии и Турции».

Не отказываются на «незападе» и от стратегических проектов с Росатомом. В его актуальном списке строящихся АЭС — «Аккую» в Турции, БелАЭС в Белоруссии, «Куданкулам» в Индии, а также станции в Китае, Египте и Бангладеш.

Китай, АЭС В Китае Росатом возводит атомные станции сразу на двух площадках. Одна из них — Тяньваньская АЭС, вторая, на фото, — АЭС «Сюйдапу». Фото: Росатом

При этом новые рынки выражают готовность работать с российскими компаниями. В Индонезии ждут внедрения карт «Мир», рассчитывая, что оно поможет развить туризм. Разговоры об этом активно ведутся с Ираном, Индией. Ожидается выход системы на рынки Таиланда, Венесуэлы, Кубы, а к 2030 году в совокупности — на рынки 30 стран.

В сентябре сервис такси «Яндекса» заработал в нейтральном Дубае, а в конце октября — тестово запустился в африканском Алжире. «Вопрос о транспортных решениях и логистике — как раз то, где российские предпри‑ ниматели могут быть успешны в Африке. Россия здесь воспринимается как Европа, а товар или оборудование, сделанное в РФ, продается под лейблом Made in Europe, что в глазах местных очевидное преимущество», — отмечает Кирилл Лапин из Seitenberg.

Чтобы окончательно избавиться от обвинений в производстве «шпионского» ПО, «Лаборатория Касперского» запустила программу Kaspersky Transparency Initiative, включающую создание «Центров прозрачности» по всему миру. Таких центров, вместе с последними открытыми в США, Утрехте и Риме, уже девять — в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке и Латинской Америке

Разработчики ПО тоже начали открывать для себя новые страны, а довольно многие из них это планируют. В этом году лишь 1,8% софтверных компаний РФ хотят выйти на американский рынок, при этом более чем 7% интересен рынок Индии. Для сравнения: в прошлом году начать работу в Индии планировали только 2,4% разработчиков, отмечают в «Руссофте».

«Во многих регионах сегодня, будь то Арабский мир, Юго-Восточная Азия или Латинская Америка, очевиден импульс интереса к России как к источнику технологий и инструментов для достижения суверенитета в области IT», — говорит президент «Руссофта» Валентин Макаров. Например, отечественные системы видеоконференцсвязи активно внедряют госведомства, силовые структуры, крупный бизнес, промышленность и операторы связи. Это происходит в Индии, Юго-Восточной Азии, Южной Америке, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, на Ближнем Востоке и Филиппинах.

Оригинально-оптимистичный взгляд на санкции в отношении определенных компаний и их продуктов у гендиректора брендингового агентства Plenum, члена АБКР Ильи Лазученкова. «Для многих стран санкции со стороны США и ЕС могут восприниматься как определенный знак качества. Борются, обращают внимание, значит, к продукту нужно присмотреться. Многие получат уйму внимания за счет хоть токсичного, но огромного медиавеса. Карта „Мир“, например, прокачает свой бренд и, надеюсь, сможет капитализировать его, если и когда накал спадет», — говорит он.

Близкого взгляда придерживается и президент InfoWatch Наталья Касперская. «Санкции по отключению довольно явно продемонстрировали миру, что работающие решения западного производства являются уязвимыми. Сегодня эти решения есть, завтра — нет», — замечает госпожа Касперская. Как итог, у России как у, «по сути, единственного незападного поставщика» есть шанс начать системно продавать софт за рубеж.

Мощный удар по бренду «Сделано в России» на мировой арене можно приравнять к падению метеорита на землю юрского периода. «Динозавры» вымерли одномоментно и повсеместно, сохранив свои позиции только в некоторых нишах.

Во‑первых, в тех отраслях, где есть высоконаучный, еще советский задел и опыт реализации, как, например, атомная промышленность. Во‑вторых, востребованной осталась сырьевая и промышленная продукция, на которую есть стабильный мировой спрос. И в‑третьих, стратегическое сырье — титан и уран, — которое до сих пор напрямую покупают США, в военной доктрине которых Россия указана как одна из главных угроз их существованию.

Но место «динозавров» уже готовы занять новые виды — и в первую очередь высокоинтеллектуальная IT-отрасль, склонная к быстрой эволюции и предлагающая продукт, от которого клиенты со всего мира не в силах отказаться.

Может быть, в новой эволюционной картине они и станут первыми млекопитающими, через миллионы лет развития давшие то, что мы называем современным миром.