Top.Mail.Ru
архив

Неприличное предложение

На требование президента Путина победить инфляцию из Лондона откликнулся первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, который на прошлой неделе заявил о готовности Банка России бороться с ростом цен за счет более быстрого укрепления рубля. В обещании Улюкаева вроде бы нет ничего нового: уже который месяц высокопоставленные сотрудники Минфина и ЦБ с завидным постоянством говорят о необходимости обуздать инфляцию, называя это едва ли не первоочередной своей задачей. И на то есть более чем серьезные основания – уже за первый квартал Россия выполнила «инфляционный полугодовой план»: рост цен за три месяца составил 5,3% при запланированном в бюджете годовом уровне 8,5%.

Заметно активизировались чиновники еще в конце прошлого года, когда игнорировать темпы роста цен стало уже просто неприлично. Высокая инфляция (11,7% вместо бюджетных 10%) привела к замедлению роста ВВП, что дало противникам проводимой в стране экономической политики говорить об очередном упущенном шансе России и неспособности правительства грамотно использовать благоприятную мировую конъюнктуру на сырьевые ресурсы.

Однако предложение ЦБ бить инфляцию за счет усиления национальной валюты вряд ли сможет решить проблему (Улюкаев не исключает укрепления рубля свыше 8%, запланированных в бюджете). Как заявил «Ко» глава экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович, усиление рубля может дать временный понижающий эффект, однако увлекаться только этой мерой не стоит. «Если ЦБ резко повысит курс рубля – например, за неделю на 5%, то через три-четыре месяца у нас может возникнуть антиинфляционный эффект. Так что это, во-первых, не быстрое лекарство, а во-вторых, очень опасное», – считает президент ИК «Антанта Капитал» Сергей Алексашенко.*

По мнению управляющего директора ИК «Тройка-Диалог» Евгения Гавриленкова, не стоит переоценивать влияние курсовой политики на инфляционные процессы. «Для того чтобы снизить инфляцию хотя бы на 1%, следует укрепить национальную валюту на 10%. На такие радикальные меры ЦБ не пойдет. К тому же Банк России является единственным в стране крупным покупателем валюты, и ему все равно придется скупать у экспортеров их выручку, а значит, и поддерживать курс доллара. Так что бороться с ростом цен только за счет укрепления рубля бессмысленно. Исходя же из той экономической политики, которую сейчас проводят власти, скорее всего, мы получим к концу года инфляцию 11 – 13%», – полагает Гавриленков. Отметим, что нормальным международным показателем для развивающихся стран, к коим относится и Россия, является уровень инфляции не более 10% в год.

«Инфляционными провокаторами» власти считают естественные монополии, прежде всего коммунальщиков, энергетиков и газовиков, чья тарифная политика на внутреннем рынке приводит к росту цен. Но ведь именно действия государства, фактически отказавшегося от реформ, привели к тому, что в естественных монополиях по-прежнему нет прозрачности, из-за чего нельзя понять, насколько адекватно они формируют свою тарифную политику. А следовательно, нет возможности эффективно контролировать их деятельность.

Кроме того, как раз власти раскручивают инфляционную спираль, увеличивая государственные расходы, будь то траты на госуправление, оборону или социальное обеспечение. По сути дела, жесткая бюджетная политика, которую так отстаивал Минфин, была принесена в жертву политическим интересам.

Наконец, ухудшение инвестиционного климата, связанного в первую очередь с усилением роли государства в экономике, привело к тому, что российский бизнес перестал строить долгосрочные планы развития. По мнению Гавриленкова, сейчас в России спрос на денежные ресурсы со стороны многих компаний остается низким, они опасаются вкладывать средства в крупномасштабные длительные проекты. Не внушает оптимизма и состояние банковской системы, отказ от реформы которой привел к тому, что банки так и не стали проводниками капитала в экономику, к тому же они не обладают эффективными методами оценки кредитоспособности заемщиков. Результат таких действий государства был спрогнозирован еще несколько лет назад. Похоже, правы оказались эксперты, предупреждавшие, что нельзя развиваться только за счет благоприятной экономической конъюнктуры, не предпринимая структурных реформ.


* признан в России иноагентом.

Еще по теме