Непростое украшение

13.01.201400:00

В офисе Woodenshark основателей проекта TapTap Дмитрия Гориловского и Ольгу Перову невозможно застать: его у них просто не имеется. Стартаперы работают удаленно, живут в разных точках мира - Ольга в Швейцарии, Дмитрий в Германии, но с командой инженеров в Петербурге, Ижевске и даже Шеньчжене держат связь full time. Дмитрий Гориловский до того, как запустить Woodenshark, разрабатывал различные системы слежения и сигнализации в компании "Андромеда". В последние три года он руководил проектом Yota Phone (смартфон с двумя экранами. - Прим. "Ко") в одноименной компании. Как это часто случается среди менеджеров высшего звена, захотел иметь собственное дело и полную свободу в решениях. Поэтому предложил совместный бизнес другу из Ижевска Михаилу Санникову, который в тот момент занимался, скорее, хобби, чем предпринимательством - создавал подсветки мониторов и телевизоров Lightpack. Чтобы найти первоначальные инвестиции для проекта, Дмитрий Гориловский полгода назад воспользовался модным сегодня способом - краудфандинговой платформой Kickstarter. На Lightpack пользователи "пожертвовали" $500 000. Денег хватило, чтобы запустить подсветку в производство.



Гаджет для поглаживаний

Идею браслета TapTap Дмитрий Гориловский вынашивал с 2006 г. - его тогда сильно впечатлил концепт Nokia 888 и логотип финской компании, где одна рука касается другой. В прошлом году он приступил к ее реализации. Вскоре к нему присоединилась Ольга Перова, до переезда в Швейцарию работавшая менеджером по стратегическим партнерствам в "Яндексе" и "СУПе", а в бизнес-среде известная благодаря таким проектам, как "Яндекс.Такси" и "Яндекс.Пробки". Ей тоже давно хотелось "чего-то своего". "Но проблема в том, что какую бы идею я ни придумала, она не проходила мой собственный порог критики, - рассказывает Ольга Перова. - Одновременно, с уходом из "Яндекса", я познакомилась с Митей. Оба устройства - и TapTap, и Lightpack - прошли мой внутренний ценз". Сейчас в Woodenshark она занимается операционной и финансовой деятельностью и даже столь нелюбимой ею логистикой.

TapTap - больше чем браслет. Достаточно прикоснуться к нему, и легкая вибрация передастся на аналогичное устройство вашего близкого человека. Что ему это дает? Внимание, просьбу, признание в любви, в конце концов. "Чтобы сказать человеку, что вы о нем думаете, нужно предпринять миллион действий: достать телефон, выбрать смайлик или поставить сердечко, отправить SMS, - поясняет Дмитрий Гориловский. - С TapTap проще: нажал на браслет, и дальше занимаешься своими делами". Этот человек придумал не очередной технологический девайс, а систему общения, новую "азбуку Морзе" для мира цифровых технологий, где смайл уже давно заменил объятия. К TapTap будет прилагаться весь остальной функционал, столь модный в сегменте fashion smart: шагометр, интеграция с компьютерными играми и, вероятно, панель управления с жестами многозадачности. В онлайн-продаже гаджет будет стоить порядка $130, но сначала Woodenshark предстоит найти деньги на производство "умных" браслетов.

На фоне продуктов рынка wearables TapTap выглядит совсем просто - ударопрочный пластиковый модуль и гипоаллергенный силикон с одной кнопкой, отвечающей за отправку сигналов, за включение и выключение устройства, плюс microUSB для зарядки. Девайс заряжается около часа, и этого хватает на неделю. Внутрь браслета встроена капсула, состоящая из Bluetooth-контроллера, вибромоторчика, пары датчиков, отслеживающих перемещение устройства в пространстве, акселерометра и инфракрасного датчика. Он, кстати, отвечает за прикосновения. Браслет интегрируется через Bluetooth с приложениями на смартфоне и автоматически превращается в игрушку для гиков - может считать шаги и др. "Мы позиционируем TapTap как максимально простое устройство из коробки, - объясняет Дмитрий Гориловский. - Кто захочет, сам настроит его под себя. Писать на коробке, что у нас 150 функций с умным будильником в придачу, не будем". "Сделаем закладку со списком приложений, которые расширят его функционал", - добавляет Ольга Перова.

С местом производства первой серии браслетов в объеме 10 000 штук стартаперы уже определились - однозначно Тайвань. "В России на самую маленькую скрепку требуется сертификат из ФСБ, - сетует Дмитрий Гориловский. - Заниматься этим у нас бессмысленно. Такие же сложности - сбор миллиона справок - возникнут, когда нужно будет вывозить продукт в другие страны".

Продажи, по плану предпринимателей, начнутся весной-летом следующего года.


Денег нет

В реальности у Woodenshark готово несколько десятков образцов TapTap, но на производство пока нет средств. Заявив на Kickstarter цель в $150 000, российские разработчики набрали только $107 000. И согласно правилу ресурса "все или ничего", эти деньги вернулись на счета пользователей краудфандинговой платформы. Поэтому для полной реализации идеи продукта - до первой, сошедшей с конвейера пары браслетов, не хватает около $1 млн, в идеале - $2 млн. "Чудом оба проекта существовали больше года на собственные средства, - рассказывает Ольга Перова. - Часть вложений приносили аутсорсинговые проекты, которые вел Митя, Trace и C-Nord. Часть работ была сделана на основе бартера: мы с Митей как наемные сотрудники - дорогое удовольствие, поэтому обменивали свои услуги на консультации с другими, такими же ценными менеджерами, юристами".

Чтобы найти деньги, на которые можно закупить основные компоненты для производства, стартаперы откроют предзаказы. "После демонстрации продукта на Kickstarter нами заинтересовались несколько компаний, - говорит Дмитрий Гориловский. - Они, возможно, закажут большое количество устройств". Если это произойдет, Woodenshark обгонит схожие проекты, например браслет Bond, создатели которого сейчас собирают средства на другой краудфандиговой платформе Indiegogo, или Tactilu. Этот немного громоздкий квадратный браслет с аналогичной задачей разрабатывают международная рекламная сеть Cheil Worldwide и агентство panGenerator. Остальные девайсы вроде Emo Bracele от компаний Philips Research и ABN AMRO, тот же Nike Fuelband больше "заточены" под отслеживание состояния организма: пульс, количество пройденных шагов, физические нагрузки. "Так или иначе, все они конкурируют за место на руке", - резюмирует Ольга Перова. "Слава богу, рук две", - оптимистичен Дмитрий Гориловский.


Бесполезный гаджет

Woodenshark, если снова выйдет на Kickstarter или на отечественную платформу Planeta, сможет собрать нужную сумму, уверен интернет-гуру и автор самого запоминающегося ника в ЖЖ - dolboeb - Антон Носик. Главное - не допустить первоначальную ошибку, когда стартаперы запросили больше, чем смогли им дать пользователи - $150 000. "TapTap - бессмысленное и по большому счету бесполезное с практической точки зрения устройство, - рассуждает Антон Носик. - Но то же самое можно сказать о многих гаджетах, которые имели большой успех на краудфандинговых площадках. В частности, исторический рекорд на Kickstarter поставили наручные часы Pebble". Тогда разработчикам этого устройства пользователи "пожертвовали" $10 млн. Другой успешный пример, по словам эксперта, - трекер активности Shine. На сайте Indiegogo компания Misfit Wearables собрала на его производство $850 000. "Не скажешь, что эти предметы относятся к вещам первой необходимости. Их высокая популярность связана не с удобством, а с модой", - добавляет Антон Носик.

"Умные" браслеты - Jawbon UP, Fitbit Flex, Nike Fuel - эксплуатируют тему спорта или здорового образа жизни, соглашается руководитель Клуба инвесторов бизнес-школы "Сколково" Виталий Полехин. Однако TapTap не только следует тренду Internet of Things, но охватывает большую целевую аудиторию - влюбленных. "Направление правильное, и если создателям удастся ввести моду на дарение технологичных браслетов возлюбленным, как это сделала когда-то De Beers с бриллиантами, то их ждет большое будущее", - уверен Виталий Полехин. По просьбе "Ко" TapTap также оценил эксперт по мобильным технологиям Алекс Пацай: "Когда я впервые прочитал о нем, то подумал, что это забавное устройство. Но чем больше размышлял, тем больше укреплялся в мысли, что такой браслет я бы себе не купил". Главные show-stoppers, по его словам, высокая цена и ограниченная функциональность. "Определенная привлекательность в нем, конечно, есть - за счет "романтизма" удаленных "поглаживаний", но в этом и слабость продукта. Он, как мне кажется, предназначен для разбалованной гаджетами хипстер-популяции, которая все-таки не является массовой. Лично я достаточно консервативен: задумавшись о близком человеке, позвоню и скажу то, что думаю - голос более приятен для передачи эмоций", - резюмирует Алекс Пацай.