Нереальный бизнес
Лозунг современного российского телевидения – реалити-шоу вместо реальности – находит еще одно подтверждение. Пока правительство только создает программы кредитования малых предприятий и обсуждает возможность смягчения налогового бремени для них (например, отмены контрольно-кассовой техники для плательщиков ЕНВД), российское телевидение готовит к новому сезону сразу два проекта о малом бизнесе. Причем в популярном сегодня жанре реалити-шоу.
Первый проект с рабочим названием «Шанс» должен появиться осенью на канале НТВ. Его готовит телекомпания АТВ (программы «Что делать?», «Народ хочет знать»). Участники – молодые предприниматели – получат стартовый капитал в $100 000. Зритель в еженедельном режиме в течение трех месяцев будет наблюдать за созданием бизнеса с нуля. Победителю (соревноваться будут пять команд) предложат выкупить созданный бизнес либо сохранить его.
Второе шоу – «Кандидат» – готовят на ТНТ (как и НТВ, канал входит в холдинг «Газпром-медиа»). В течение полутора месяцев 16 человек со всей России будут сражаться за право стать директором одного из направлений группы компаний известного ресторатора Аркадия Новикова. Победитель получит годовой контракт на сумму 1,5 млн руб. За это время участники реалити-шоу научатся организовывать бизнес: вести переговоры, нанимать персонал, принимать решения и просчитывать их последствия. Этот проект создается по лицензии компании Fremantle и был реализован уже в 19 странах. К примеру, в США на канале NBC топ-менеджеров для своего бизнеса отбирает гостиничный и игорный магнат, миллиардер Дональд Трамп. За телесезон 2003 – 2004 года канал NBC заработал на этом шоу $54 млн.
Интерес американцев к процессу создания бизнеса понятен. Малый бизнес – «хребет» экономики США: в нем задействовано около 60% трудоспособного населения, 33 млн малых предприятий производят 40% ВВП. В России зарегистрировано всего 952 000 компаний малого бизнеса. В них занято не более 19% всего трудоспособного населения России, а доля в ВВП составляет 10 – 12%.
В связи с этим предсказать, насколько популярными в России окажутся шоу «Шанс» и «Кандидат», готов ли наш зритель наблюдать за процессом зарабатывания денег с той же охотой, как и за «строительством любви», трудно. За всю историю существования реалити-шоу на отечественном телевидении наибольший рейтинг удалось заработать «Последнему герою» Первого канала. Следом за ним с большим отрывом идет «Дом-2. Построй свою любовь» на ТНТ. Единственный похожий на задуманные НТВ и ТНТ проект «За стеклом. Последний бифштекс» канала ТВ-6 провалился. Тогда, находясь в «застеколье», две команды открыли свои точки общепита. Но число их посетителей с каждым днем уменьшалось – вместе с количеством телезрителей.
В общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» возлагают большие надежды на новые телепроекты. «Низкая предпринимательская активность наших соотечественников находится в прямой зависимости от имиджа бизнесмена в России, – говорит президент «Опоры» Сергей Борисов. – По нашим опросам, 2/3 россиян хотели бы попробовать себя в малом бизнесе, но реально делают это только 17%. Основные препятствия – боязнь неизвестности и криминала, административные препоны, отсутствие денег. Так что подобные телепрограммы, развеивающие мифы и доказывающие, что создать бизнес в России трудно, но можно, очень полезны».
Осталось только посмотреть, как в новых реалити-шоу будет воспроизводиться российская реальность – административные барьеры, например.