Неродные палестины
Рождение независимого палестинского государства давно перестало быть делом Израиля и ООП. Интриги сверхдержав, политика двойных стандартов, террор и контртеррор – зеркальное отражение истории более чем полувековой давности, когда создавалось Государство Израиль.
План мирного урегулирования «Дорожная карта» под угрозой. Палестинский премьер Махмуд Аббас подал в отставку, будучи не в силах найти компромисс между «ястребами» и «голубями» в своем отечестве, и арабо-еврейский конфликт вышел на очередной виток.
Венский мечтатель
У истоков Израиля стояли фигуры колоритные и противоречивые: писатель-утопист, филантроп-банкрот, террорист-миротворец. Однако история Израиля началась не с них. Давным-давно нынешнюю Землю обетованную населяли многие народы, в том числе древнееврейские племена. Более трех тысячелетий назад они основали в Палестине Израильско-Иудейское царство, которое примерно в 928 году до нашей эры распалось на два: Израильское на севере и Иудейское на юге. Оба с интервалом в два столетия были завоеваны ассирийцами. Затем приходили новые завоеватели – персы, египтяне… В канун «нашей эры» Иудея стала римским протекторатом, а чуть позже – провинцией Империи.
Нельзя сказать, что евреи покорно и стоически сносили нашествия захватчиков: легендарное народное восстание под руководством Иуды Маккавея во II веке до нашей эры и Иудейская война 66 – 73 годов против римлян тому пример. Но все же к концу первого столетия новой эры множество евреев покинули Ближний Восток и рассеялись по свету, неся из поколения в поколение мечту о возвращении в Землю обетованную. Земля же эта последовательно переходила из рук в руки: от римлян к византийцам, затем к арабам, которых вытеснили европейские крестоносцы, а тех, в свою очередь, изгнали египетские султаны. Наконец, с 1516 года до начала первой мировой войны Палестина, включавшая автономное еврейское поселение, входила в состав Оттоманской империи.
Любопытно, что даже основатель сионизма Теодор Герцль, мечтавший о переселении всех евреев на историческую родину – Эрец Исраэль, в качестве альтернативных вариантов Палестине рассматривал места и вовсе экзотические. Герцль родился в Будапеште и был воспитан родителями в либеральном духе: кроме Торы подросток впитал и идеи европейского Просвещения. Герцль провел молодые годы в Вене, стал доктором юриспруденции, недолго занимался адвокатской практикой, а затем всецело посвятил себя литературе. Свои взгляды Герцль изложил в книге «Еврейское государство», вышедшей в 1896 году.
Спустя год после выхода книги по инициативе ее автора в Базеле собрался Первый сионистский конгресс, на котором была основана Всемирная сионистская организация. Главной задачей ее было создание государства в Палестине. Герцль сразу же натолкнулся на сопротивление турецкого султана. Чтобы произвести выгодное впечатление в Европе, тот на словах поддержал идею Герцля, но продавать земли евреям отказался: «Если после моей смерти империю расчленят, тогда, возможно, вы получите искомое даром». Поэтому первый президент новоиспеченной организации рассматривал альтернативные места на карте мира: Аргентину, Кипр, даже Уганду, «подсказанную» ему британским правительством! Теодор Герцль умер в 1904 году, не дожив до того времени, когда его мечта воплотилась в жизнь.
Красный крест на Палестине
Менее известно, что над идеей создания свободного еврейского государства в Палестине задолго до основателя сионизма размышляли и другие европейские знаменитости. Что любопытно – не евреи. Так, в ряде источников можно встретить ссылку на то, что в 1818 году эту идею выдвинул российский император Александр I, в целом к «своим» евреям благоволивший. Впрочем, Александра утопический проект создания палестинского государства интересовал, видимо, недолго. Во всяком случае, тогда идея никакого развития не получила и вскоре была забыта. Точно известно, что аналогичные прожекты строил и будущий противник монархии декабрист Павел Пестель.
Похожие мысли посещали и швейцарского католика – врача, филантропа, бизнесмена и общественного деятеля Анри Жана Дюнана, создавшего в 1863 году международное Общество Красного Креста и разделившего в 1901 году с французским экономистом Фредериком Пасси первую Нобелевскую премию мира.
Жизнь швейцарского пацифиста была соткана из контрастов и противоречий. Родился в богатой семье – умер в нищете (последние 18 лет жизни провел в деревенском хосписе); возглавлял одно из крупнейших европейских коммерческих предприятий – и потерпел сокрушительное банкротство; в свое время был известен всей Европе, а закончил жизнь в полном забвении. Идеи создания нейтрального еврейского государства в Палестине он изложил в брошюре, помпезно названной «Вселенское и международное общество по возрождению Востока». Она вышла в свет в 1864 году – когда 4-летний Теодор Герцль, вероятнее всего, даже не научился читать.
Евреи и арабы – братья навек
Первая мировая война вновь привлекла внимание мировой общественности к проблеме Палестины. Но на сей раз идею создания там еврейского государства поддержали не одиночки-энтузиасты, а видные политики. В 1917 году была провозглашена так называемая декларация Бальфура (по имени британского министра иностранных дел), в которой британское правительство обещало помочь в деле образования «национального дома для еврейского народа» в Палестине. Правда, особо оговаривалось, что «ничто не должно причинять ущерб гражданским и религиозным правам проживающих здесь нееврейских общин» (92 % населения Палестины тогда составляли арабы). А вскоре правительство и сам Бальфур публично открестились от чаяний сионистов, заявив, что под «национальным домом» следует понимать культурный или религиозный центр, а не независимое еврейское государство.
Почему вообще такой проект выплыл на поверхность на третий год войны, ни для кого не было секретом. Англия, воевавшая в том числе и с Оттоманской империей, менее всего была озабочена «гуманитарной миссией» переселения евреев на историческую родину: на повестке дня стояла задача более актуальная – создание на территории Оттоманской империи очагов нестабильности. Поэтому декларация поддерживала одновременно два отряда местного сопротивления – евреев и арабов. И поначалу те видели друг в друге союзников: на состоявшейся вскоре встрече двух лидеров – еврейского (Хаима Вейцмана) и арабского (эмира Фейсала) – стороны пришли к полному согласию: Аравия – арабам, Иудея – евреям. Как заявил в декабре 1918 года Фейсал, «две главные ветви семитской семьи, арабы и евреи, понимают друг друга».
Чего оба не подозревали, так это козней врагов «семьи». Страны – победительницы в первой мировой войне, Англия и Франция, после долгих размышлений решили, что им невыгодно усиление ни евреев, ни арабов. За спинами тех и других Ближний Восток был тайно разделен на сферы влияния: по мандату Лиги Наций к Англии перешли Ирак и Палестина, а Франция прихватила Сирию и Ливан, изгнав оттуда Фейсала. По версии израильских историков, Фейсал, не разобравшись в ситуации, в гневе расторг соглашение с Вейцманом и стал требовать освобождения Сирии и ее последующего объединения с Палестиной – понятное дело, под арабским управлением.
Тем не менее та же Лига Наций возложила на Великобританию задачу создания в Палестине «еврейского национального очага». Вероятно, это был последний исторический шанс решить проблему Палестины мирно и к согласию обеих сторон – уже не союзников, но еще не врагов.
Границы на песке
Первый британский верховный комиссар Палестины сэр Герберт Сэмюэл, прибыв на место назначения в июле 1920 года, скрупулезно следовал полученным в Лондоне инструкциям: всячески добиваться мира с арабами, но не менее решительно препятствовать созданию еврейского государства. Из года в год уменьшалось число разрешений, выдаваемых евреям на въезд в Палестину, и наоборот, росли ограничения на приобретение переселенцами земель. А спустя два года Сэмюэл с помощью простой линейки разделил карту Палестины на две неравные части: три четверти территории к востоку от реки Иордан отошли к арабам, создавших там государство Трансиорданию, а на западном берегу начали расти поселки еврейских переселенцев из Европы. Отношения между «двумя берегами» были далеки от добрососедских, хотя к 1925 году, когда срок полномочий верховного комиссара закончился, они еще не превратились во враждебные.
Взрыв произошел в 1929 году в Хевроне. По версии израильтян, зачинщиками были арабы. В результате беспорядков было убито более сотни евреев и столько же ранено. Столкновения не прекращались все предвоенные годы. А перед тем как в самой Европе заполыхала война, быстро ставшая мировой, британское правительство фактически дезавуировало декларацию Бальфура, существенно ограничив еврейскую иммиграцию в Палестину и в перспективе пообещав вовсе ее закрыть.
Во время второй мировой еврейские добровольцы сражались и в британской армии («еврейская бригада»), хотя нельзя сказать, что их там ждали с распростертыми объятиями. А когда мир узнал об ужасах Холокоста, уже не тысячи, а сотни тысяч беглецов устремились в Землю обетованную, невзирая на ограничения британской администрации. Евреи шли в Палестину пешком, переплывая море на старых, часто непригодных к плаванию судах. Нелегальных иммигрантов англичане ловили, сажали в лагеря для перемещенных лиц (для многих это было вдвойне ужасно – после пережитых нацистских лагерей смерти), а то и отправляли обратно в открытое море.
Зек, солдат, нобелевский лауреат
Тем временем в самой Палестине обострились отношения ишува (еврейских поселенцев) с традиционными соперниками – арабами, а также с британскими властями. В этой связи нужно вспомнить еще одну легендарную фигуру той истории – Менахема Бегина. Родившийся в Брест-Литовске, на границе России и Польши, Бегин с десятилетнего возраста участвовал в сионистском движении. Когда началась вторая мировая война, он предложил польскому правительству создать еврейский легион для борьбы с немцами, а получив отказ, бежал в столицу Литвы – Вильно, где был арестован НКВД. В 1941 году его освободили – как и всех граждан Польши, желавших записаться в формируемую Армию Людову. Но Бегин не желал сражаться за Польшу (где у него во время Холокоста погибла вся семья), дезертировал и перебрался в Палестину, немедленно создав там подпольную организацию «Иргун цваи леумми», развернувшую против англичан настоящую партизанскую войну.
При этом коммандос Бегина не брезговали теми же методами, что и палестинские террористы десятилетиями позже. В Израиле не любят вспоминать, как в 1946 году боевики Бегина взорвали иерусалимский отель «Царь Давид», где располагалась британская колониальная администрация. Тогда погибло более 100 человек, в основном мирные жители, среди которых были и евреи. Справедливости ради следует отметить, что и в арабской версии описываемых событий «забыт» незаконный захват Трансиорданией в 1949 году солидного куска на западном берегу Иордана, после чего арабское государство, получившее независимость в 1946 году, стало именоваться Королевством Иордания.
Что до Бегина, то после образования Израиля он возглавил радикальную партию свободы (Херут), а спустя четверть века – блок Ликуд, во главе которого занял премьерское кресло. С годами радикализм экс-террориста поутих, и в 1978 году он стал одним из «подписантов» знаменитых кэмп-дэвидских соглашений, за что получил Нобелевскую премию мира. Таких любопытных биографий ХХ век дал немало.
Генеральное решение вопроса
Сразу после окончания войны палестинской проблемой занялась только что созданная ООН. После семи месяцев жарких споров Генеральная Ассамблея, несмотря на ожесточенное сопротивление арабов, назначила специальную комиссию для рассмотрения и палестинской проблемы, и проблемы перемещенных лиц. В полночь 1 сентября 1947 года, ровно через восемь лет после начала второй мировой войны, комиссия огласила свое предложение – разделить оставшуюся часть Палестины на независимые арабское и еврейское государства.
Судьбу последнего решила позиция двух держав, победивших во второй мировой войне, – СССР и США. Американское правительство руководствовалось многими причинами (в том числе сказалось влияние в США мощного еврейского лобби), позиция же Сталина объяснялась не любовью «вождя народов» к тем, кого вскорости будут обзывать «безродными космополитами», а вполне прагматичным политическим расчетом. Исполнился год со дня знаменитой фултонской речи Черчилля о «железном занавесе», и против новых врагов (бывших союзников) в начавшейся «холодной войне» все средства были хороши. В том числе и создание новых государств.
Решающее голосование состоялось 29 ноября 1947 года. «За» проголосовали 33 страны, «против» – 13 (в том числе все арабские страны), а Великобритания воздержалась. Так, спустя ровно полвека после открытия Первого сионистского конгресса осуществилась мечта Теодора Герцля. 14 мая 1948 года будущий первый премьер нового государства Давид Бен-Гурион (президентом приглашали стать самого Эйнштейна, но великий физик отказался, и пост занял Вейцман) перед портретом Герцля в зале тель-авивского музея зачитал Декларацию независимости Израиля.
Однако мира Палестине это событие не принесло: спустя полгода началась новая война. Первая из четырех, последствия коих всем известны: миллионы изгнанных с родной земли палестинских беженцев, глобальный энергетический кризис 1973 года, гражданская война в Ливане 1975-го, интифада и терроризм, конца которым не видно. Израильтяне не любят вспоминать об арабской деревне Дейр Ясин, где в 1948 году было вырезано 250 мирных жителей, или о бойне в Сабре и Шатиле. Арабы не вспоминают о сотнях пассажиров угнанных и взорванных самолетов, об убитых спортсменах на Мюнхенской олимпиаде и жертвах нынешних «поясов шахидов». Когда будет развязан – или разрублен – вековой узел, гадать сегодня никто не возьмется.