Несостоявшийся партнер Березовского
Крупный пакет акций телеканала ТВ-6 вряд ли будет продан германской Kirch Media. Переговоры между этой компанией и владельцем канала Борисом Березовским, о которых сообщалось больше месяца назад, пока ни к чему не привели. Что неудивительно - репутация хозяина Kirch Gruppe Лео Кирха в Германии столь же противоречива, как и имидж Березовского в России.
Немецкий телевизионный магнат Лео Кирх - фигура, скроенная из сплошных парадоксов.
С одной стороны, Кирх входит в список богатейших людей мира, составляемый американским журналом Forbes. В этом году Forbes поставил его на 19-е место, оценив состояние медиа-магната в $11,5 млрд. Согласно этому рейтингу в Германии богаче Кирха только два семейства: Альбрехты, контролирующие розничную сеть Aldi, и Квандты - создатели автоконцерна BMW.
В то же время совокупный долг предприятий концерна Kirch Gruppe, по оценкам немецкой прессы, тоже составляет миллиарды. И сейчас ежедневно группа приносит Кирху около DM2 млн убытков в день.
Немецкие банки не кредитуют Кирха с 1997 года. Магнат держится на плаву только благодаря партнерству с другими миллиардерами, среди которых саудовский принц Альвалид и австралиец Руперт Мердок. На их деньги и разворачивались последние амбициозные телепроекты Кирха.
В Германии же многие считают, что доктору Кирху давно пора в тюрьму. Пресса постоянно пишет о его якобы имевших место махинациях с налогами и подкупах должностных лиц. Но, как бы там ни было, телепрограммы, созданные на студиях Kirch Gruppe, занимают первые позиции во всех национальных рейтингах. Феномен живучести Кирха-бизнесмена объясняется довольно просто: не будь Кирха, немцам было бы нечего смотреть по телевизору.
ЧЕРТ ИЗ ЯЩИКА
К тому же для всех немцев Лео Кирх в определенном смысле является частью истории. Его имя впервые прозвучало на германском телевизионном рынке практически в момент возникновения национального ТВ.
В 1956 году 27-летний политолог, только что защитивший докторскую диссертацию, зарегистрировал посредническую фирму Sirius Film, которая закупала у иностранных продюсеров программы для показа на телеканалах ZDF и ARD. Собственного телевизионного производства в Германии на тот момент еще не было, поэтому рынок, на котором решил попытать счастья молодой ученый Лео Кирх, отличался очень высокой прибыльностью. В первый же год работы Sirius Film совершила ряд чрезвычайно удачных сделок: компания, к примеру, купила у итальянских продюсеров права на показ последнего фильма Федерико Феллини "Дорога", который немецкие каналы транслировали более 50 раз. Каким образом никому не известному дилеру удалось встретиться и договориться с самыми крупными европейскими кинопродюсерами Карло Понти и Дино ди Лаурентисом, финансировавшим фильмы Феллини? Скорее всего, Лео Кирх просто оказался первым из представителей немецкого телебизнеса, кто обратился к ним.
К началу 60-х Кирх ежегодно продавал немецким телеканалам уже более 700 фильмов итальянских, французских, японских и американских киностудий. Практически все мировые премьеры попадали в Германию через Sirius Film. А права на показ старых кинолент фирма закупала целыми партиями по 1000 - 2000 фильмов.
В 1959 году Кирх создал новую компанию Beta Film, которая занималась уже не только дистрибуцией иностранных телефильмов, но и кинопроизводством. Одной из первых картин, в съемках которой Кирх участвовал как сопродюсер, была мелодрама "Шербурские зонтики" с участием Катрин Денев. Тогда же Кирх начал производить собственные телепрограммы - в основном о классической музыке.
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА
К середине 60-х телевизионное хозяйство Лео Кирха уже не умещалось в рамках небольшой группы компаний и постепенно начало приобретать черты холдинга. Деятельность этого холдинга была сфокусирована на четырех основных направлениях: теледистрибуция, телепроизводство, информационная поддержка через печатные СМИ и телепоказ.
На первых двух направлениях Кирх действовал вполне прозрачно. Но покупка Кирхом 35-процентного пакета акций издательского концерна Акселя Шпрингера вызвала первый громкий скандал вокруг Kirch Media. Лео Кирха впервые заподозрили в стремлении к монополизму.
Дальнейшие действия магната давали все больше поводов для подобных обвинениям. В 1971 году Лео Кирх создал агентство Merchandising Munchen, которое стало определять рейтинги тех или иных программ и давало каналам рекомендации по размещению их в сетке вещания. Вполне естественно, что этот немецкий аналог Gallup Media был заинтересован в завышении рейтингов программ Кирха и занижении показателей его конкурентов.
А в 80-х и 90-х Кирх, невзирая на германский закон о СМИ, запрещающий телепродюсерам владеть акциями каналов, начал скупать немецкие телеканалы. Вначале он тщательно маскировал этот процесс. Например, покупку 43% пакета акций SAT1 (аналога российской "первой кнопки", который принимают 100% телевизионных приемников в Германии) формально осуществила фирма PKS Programmgesellschaft. Она является дочкой Немецкого кооперативного банка, который, в свою очередь, управляется некой структурой, подчиняющейся непосредственно Лео Кирху.
После прихода к власти канцлера Гельмута Коля телемагнат почувствовал себя значительно свободнее: покупка акций каналов Pro7 (47%) и Kabelkanal (45%) была оформлена на сына Кирха Томаса. А потом Кирх-старший уже от своего имени купил либо организовал платные телеканалы Premiere, Teleclub и Teleplu. Они теперь управляются специально созданной компанией Kirch PayTV.
Возможность играть в открытую Кирх получил благодаря Гельмуту Колю, который пролоббировал поправку к закону о СМИ, разрешающую продюсерским компаниям владеть каналами платного телевидения.
ДРУГ КОЛЯ
Эпоха правления Гельмута Коля стала для Кирха поистине "золотой". Известно, что помимо тайного финансового взаимодействия медиа-магната и канцлера связывали близкие дружеские отношения.
Когда в Германии разразился скандал вокруг фактов незаконного финансирования партий и отдельных политиков, Лео Кирх был единственным человеком, который публично отрицал саму возможность коррумпированности Коля и его соратников. Он делал это даже после того, как итальянские журналисты обнаружили в Монако счета бывшего канцлера, открытые лично Кирхом.
Впрочем, в отличие от российских телемагнатов Кирх редко вмешивался в политику. Дружба с канцлером помогала ему в другом: в период правления Коля Кирху сходило с рук абсолютно все.
Известен целый ряд случаев, когда в результате личного вмешательства канцлера закрывались дела о налоговых махинациях германского медиа-магната. Самый известный из них имел место в 1997 году, когда Кирх попытался утаить от налогообложения DM400 млн и мюнхенская прокуратура завела на него дело. Чуть раньше, в 1994 году, земельное ведомство по делам телерадиовещания Северного Рейна-Вестфалии было вынуждено отозвать свое требование к Кирху продать акции SAT1. Тоже не без вмешательства канцлера.
Единственным человеком, от кого Коль не смог защитить Кирха, был сам Лео Кирх. Разрешением на создание платного телевидения Коль оказал телемагнату медвежью услугу, которая в результате поставила концерн на грань банкротства.
Первые попытки внедрить в Германии платное телевидение по подписке Кирх предпринял еще в конце 80-х. Это дело потребовало огромных инвестиций и принесло концерну многомиллиардные убытки. Немцы не могли привыкнуть к мысли, что за телевидение надо что-то платить. Общая аудитория всех платных каналов Кирха в 90-х годах не превышала 100 тыс. подписчиков.
Кирх на протяжении семи лет внедрял в сознание немцев идею платного телевидения, потратив на это практически все состояние. К концу 90-х годов долги телемагната немецким банкам приблизились к DM5 млрд, и ему пришлось продать часть активов, чтобы осуществить новые инвестиции в PayTV. В 1998 году Кирх был вынужден продать концерну EM.TV все принадлежащие ему права на показ детских и семейных телепередач, которые составляли 1/8 всех активов Кирха.
Ситуация осложнялась тем, что концерн EM.TV принадлежит бывшему подчиненному и воспитаннику магната Томасу Хаффе, с которым Кирх когда-то разорвал все отношения. Хаффа заплатил своему прежнему боссу DM500 млн и начал кричать на всех углах о том, что "спас от долговой ямы самого Кирха".
Еще одним неприятным сюрпризом для Кирха стало создание организации M.O.S.C., которая объединила в своих рядах всех оппонентов и недоброжелателей Кирха и объявила своей целью уничтожение его монополии на немецком телевидении. Благодаря пропаганде M.O.S.C. фигура Лео Кирха в Германии стала таким же символом зла, каким Билл Гейтс является для компьютерщиков.
В настоящий момент концерн Кирха находится в состоянии реструктуризации, которая должна завершиться к середине 2004 года. Только к истечению этого срока владелец Kirch Gruppe надеется вновь сделать свою компанию рентабельной.