Top.Mail.Ru
архив

Несостоявшийся «взрыв»

В структуре расходов российских компаний на информационные технологии обозначилась тенденция, характерная для западных рынков. Прежде большая часть затрат приходилась на поставки оборудования. Теперь компании закладывают в ИТ-бюджетах все большие суммы на приобретение услуг.

 

Системная интеграция – это центральное «поле» на рынке информационных технологий. На Западе это поняли несколько лет назад, в России начинают понимать сейчас. Системной интеграцией обычно называют объединение разрозненных информационных систем в единую среду, которая помогает руководителю разобраться, что же происходит с его предприятием и почему оно не всегда «слушается руля».

 

Совет дороже «железа»

 

Интеграторские компании «старого образца», такие, как тройка лидеров этого рынка – «Крок», IBS и R-Style, параллельно занимаются продажей компьютерного оборудования. Два года назад проект в области системной интеграции подразумевал поставку оборудования, прокладку коммуникаций и установку на компьютеры соответствующего программного обеспечения. Постепенно заказчики увидели, что такой подход не всегда приводит к повышению эффективности бизнеса. Сегодня заказчики понимают, что недостаточно просто закупить компьютеры и проложить сети, необходимо сначала определить, что в работе компании-клиента можно улучшить и какую роль в оптимизации могут сыграть информационные технологии.

Таким образом, интеграторы во всем мире – а теперь и в России – осваивают услуги, традиционно относившиеся к сфере управленческого консалтинга. В России эта тенденция набирает силу. «Сфера деятельности интеграторов расширяется: они переходят от решения сугубо технических задач к решению бизнес-проблем заказчика», – говорит президент компании «Открытые технологии» Сергей Калин. На рынке стали появляться компании, например TopSBI, изначально ориентирующиеся на оказание услуг ИТ-консалтинга. Более «старые» компании, такие, как IBS, тоже активно продвигают консалтинговые услуги.

 

Заказчики «сами с усами»

Однако идеализировать ситуацию не стоит. Проблема состоит в том, что далеко не все клиенты готовы мириться с ситуацией, когда советы консультантов стоят зачастую дороже нового оборудования. «Не все руководители российских предприятий воспринимают внедрение информационных систем в качестве необходимого условия повышения эффективности и развития их бизнеса. Некоторые клиенты активнее покупают технику и программное обеспечение, а информационные технологии используют чаще для решения отдельных узких задач», – говорит генеральный директор компании TopSBI Феликс Гликман.

Многие отрасли рынка новая тенденция еще не затронула. Например, в страховых компаниях, по словам начальника сектора финансовых институтов Oracle Кирилла Диброва, уровень проникновения ИТ «критически низок». Нередко в структурах с годовым оборотом более $100 млн используется программное обеспечение, разработанное для малого бизнеса. Для многих таких компаний внедрение ERP (EnterpriseResourcePlanning – системы для управления ресурсами предприятий) в скором будущем станет вопросом выживания. Если эти компании не предпримут мер по собственной информатизации, они просто не справятся со свалившимися на них объемами информации.

Другие отрасли, такие, как ритейл, это уже поняли. В российской розничной торговле резко растет интерес к ERP-системам и услугам ИТ-консультантов. Компании, относящиеся к категории среднего бизнеса, начинают активно осваивать те технологии, которые несколько лет назад были доступны только в нефтянке.

 

Нет советчика в своем отечестве

 

В Европе и США ИТ-компании, как правило, работают в связке с фирмами, предоставляющими услуги в области управленческого консалтинга (чаще это компании «большой четверки» – такие, как PricewaterhouseCoopers, McKinsey, KPMG), или с сервисными подразделениями крупных производителей оборудования, такими, как SiemensBusinessServices, IBMGlobalServices. В России такой подход не получил широкого распространения – в основном из-за дороговизны услуг консультантов «большой четверки». Российские ИТ-консультанты предпочитают использовать собственных специалистов, нередко нанимая на работу бывших сотрудников международных компаний, занимающихся управленческим консалтингом. Кадров такого уровня в стране немного.

В начальный период роста сегмента системной интеграции многие руководители высокотехнологичных компаний считали, что подъем экономики в стране приведет к обострению конкуренции, а значит, ИТ-услуги окажутся в зоне «взрывного» роста. В развитой рыночной экономике информационные системы давно стали необходимым управленческим инструментом для снижения издержек и быстрого реагирования на меняющуюся конъюнктуру. Например, в странах Западной и Центральной Европы программу SAP устанавливают даже малые предприятия со штатом от 50 до 100 человек. В России такие внедрения пока считаются излишеством.

 

«Серая дыра»

 

Серое состояние экономики, по мнению президента холдинга IBS Анатолия Карачинского, существенно тормозит развитие ИТ-рынка. Во всем мире ИТ-технологии используют, чтобы сделать бизнес компании более прозрачным. Для российского бизнеса прозрачность – качество сомнительное. Если компания и решается на внедрение ИТ-системы, она часто ограничивается решением, которое позволяет не захлебнуться в потоке данных, но не более того. Многие компании-покупатели пока не считают, что информация является настолько значимым ресурсом в конкурентной борьбе, что необходимо внедрять новые технологии. Зачем тратиться на внедрение системы, которая даст экономию в несколько процентов, если можно «оптимизировать» налоги или вообще не платить их? Около двух лет назад на одной из пресс-конференций, где было объявлено о внедрении информационной системы в крупной нефтяной компании, представители фирмы-интегратора долго расписывали, какие преимущества принесла клиенту эта система. Уже после завершения конференции во время разговоров в кулуарах глава самой компании задумчиво произнес: «Не понимаю, зачем столько шума, ну сэкономили мы за месяц два миллиона долларов, ну и что?»

Еще по теме