Top.Mail.Ru
архив

Несовместимый бизнес

Прославленная корпорация IBM уходит с рынка персональных компьютеров и продает соответствующее подразделение амбициозной китайской компании Lenovo. Аналитики пишут об этом событии без трагических интонаций. Производство персональных компьютеров давно уже не является основным направлением деятельности IBM, декабрьская сделка стала логическим продолжением политики, начавшейся в 1980-х.

 

В августе 1981 года IBM представила на суд общественности компьютер на основе новейшего микропроцессора Intel 8088, оснащенный операционной системой MS-DOS. Прежние модели ПК представляли собой единое неразъемное устройство, к тому же чрезвычайно громоздкое, тогда как IBMPC можно было собирать из отдельных деталей. Принцип открытой архитектуры не только облегчал модернизацию и ремонт компьютера, но и делал его значительно дешевле. Базовая модель стоила всего $1565 – гораздо меньше, чем самая маленькая ЭВМ. Компьютер стал доступен не только корпорациям, научным учреждениям и военным, но и обычным пользователям. Это была революция. Не случайно журнал Time в 1982 году назвал IBMPC «машиной года», отменив ради этого свою традиционную номинацию «Человек года».

Однако принцип открытой архитектуры, предложенный IBM, в конечном итоге сыграл против нее самой. Конкуренты изучили разработанную IBM технологию и стали использовать ее при создании собственных компьютеров. Поскольку конкуренты шли проторенным путем, они смогли избежать огромных расходов на исследовательскую работу, которые в свое время понесла IBM для создания открытой архитектуры. В результате «клоны» конкурентов оказались дешевле, а значит, и привлекательнее для массового пользователя. Доля IBM на созданном ею рынке персональных компьютеров стала сокращаться.

В 1994 году Compaq подвинула IBM с первого места. А чуть позже лидерство в производстве персональных компьютеров захватила Dell, которая удерживает его и поныне.

По данным агентства Gartner, в 2004-м на долю IBM приходилось лишь 5% мирового рынка ПК (6,8 млн проданных устройств). Возглавляют же рейтинг производителей Dell (16,4%) и Hewlett-Packard (13,9%).

Из монополиста IBM превратилась в одну из многих компаний, сражающихся за место под солнцем. А наибольшую выгоду из затеянной ею некогда революции извлекли совсем другие компании – лидер в производстве процессоров Intel и софтверный гигант Microsoft с его операционной системой Windows.

 

Есть у революции конец

 

Неудача – разумеется, относительная – на рынке персональных компьютеров стала одной из причин коренных реформ в IBM, которые в 1993 году возглавил Луис Герстнер. О своем опыте он рассказал в мемуарах с многозначительным названием: «Кто сказал, что слоны не могут танцевать?» Действительно, под его руководством «голубой гигант», как еще называют IBM, благополучно вышел из затяжного кризиса. При Герстнере корпорация стала постепенно смещать акцент с производства компьютеров (в том числе и персональных) на другие направления, прежде всего на разработку программного обеспечения и предоставление ИТ-услуг.

В 1995 году Герстнер приобрел компанию LotusDevelopment – одного из мировых лидеров в разработке программного обеспечения для корпораций. Год спустя была куплена Tivoli – крупнейший разработчик ПО для управления информационными системами. Из приобретений помельче стоит упомянуть покупки подразделения баз данных у InformixSoftware и CrossWorldsSoftwareм в 2001 и 2002 годах. В итоге сегодня IBM занимает второе место по объему продаж среди софтверных компаний, уступая лишь Microsoft.

При Герстнере в составе IBM появилось новое подразделение – IBM Global Services, которое постепенно превратилось в крупнейшего поставщика ИТ-услуг. В 2001 году (последний год работы Герстнера в IBM) на долю IBM Global Services приходилось уже 50% всей прибыли корпорации.

В 2002-м Луиса Герстнера сменил Сэм Пальмизано. В отличие от своего предшественника, который пришел в компанию со стороны, Сэм Пальмизано проработал в IBM более 30 лет. Однако патриотизм инсайдера не мешает ему c хладнокровием хирурга отсекать пережитки прошлого – даже если эти «пережитки» в свое время составили славу компании.

Так, в январе 2003 года Пальмизано распустил исполнительный комитет, существовавший практически с момента основания корпорации. Он состоял из 12 человек, которые в течение нескольких десятилетий определяли стратегию развития IBM. Будучи сам членом комитета, Пальмизано пришел к выводу, что этот орган только тормозит принятие важных решений. Альтернативой ему стали три стратегические команды, в которые вошли не только руководители компании, но и рядовые менеджеры и инженеры, лучше всего знакомые с конкретными проблемами.

Пальмизано продолжил политику постепенного ухода с рынка персональных компьютеров, начатую Герстнером. В 2002 году IBM объединила свое производство жестких дисков с соответствующим подразделением японской Hitachi. Фактически это была продажа, так как Hitachi получила 70% акций новой компании с перспективой в будущем стать единоличным владельцем.

В том же 2002-м Пальмизано приобрел консалтинговое подразделение компании PricewaterhouseCoopers. Покупка обошлась IBM в сумму $3,9 млрд – при том, что двумя годами раньше Hewlett-Packard предлагала за это же подразделение $15 – 18 млрд. Эта сделка еще больше укрепила позиции IBM на рынке ИТ-услуг.

Сегодня мы видим логический финал истории. В начале декабря корпорация объявила о продаже своего подразделения по производству персональных компьютеров. Покупатель – крупнейшая компьютерная компания Китая Lenovo – заплатит $1,25 млрд, причем часть этой суммы будет выплачена акциями (18,9%). Кроме того, китайцы принимают на себя обязательства по долгам, что увеличивает сумму сделки до $1,75 млрд.

СЕО объединенной компании должен стать Стивен Уорд, до этого занимавший пост старшего вице-президента IBM. Нынешний президент и исполнительный директор Lenovo Ян Юаньцин пересядет в кресло председателя правления.

Предполагается, что объединенная компания будет иметь ежегодный объем продаж $12 млрд. По условиям соглашения как минимум в течение пяти лет она сможет использовать брэнд IBM.

Около 10 000 сотрудников IBM перейдут на работу в Lenovo (ее собственный штат до сделки насчитывал 9000 человек). Смена работодателя не должна стать для них особым потрясением: 40% работников уже трудятся в Китае. Кроме того, часть персонала останется в США, куда после объединения переедет штаб-квартира Lenovo.

 

Долгие проводы

 

Неожиданной продажа компьютерного бизнеса IBM кажется только со стороны. Инсайдеры с обеих сторон свидетельствуют, что сделка готовилась давно. В июле 2003 года Пальмизано приехал в Пекин для подготовки почвы. Характерно, что поначалу он обратился не к руководству Lenovo (хотя, по данным NewYorkTimes, эта компания уже тогда рассматривалась как наиболее предпочтительный партнер), а к некоему высокопоставленному чиновнику из китайского правительства. Задачей Пальмизано было убедить официальный Пекин в том, что IBM не просто пытается продать свое подразделение, но намерена принять участие в создании современной международной корпорации. Этот шаг, по мнению главы IBM, вполне вписывается в политику Китая, который стремится выйти за рамки своей нынешней роли дешевого контрактного производителя. Аргументы сработали, одобрение властей было получено.

К октябрю 2003 года IBM начала серьезные переговоры и с самой Lenovo. В мае 2004-го Пальмизано вновь приехал в Пекин, чтобы встретиться с основателем компании Лю Чуаньчжи, СЕО Яном Юаньцинем и финансовым директором Мэри Ма. Сделка начала приобретать конкретные очертания.

Правда, был момент, когда руководство IBM засомневалось в целесообразности продажи. Это случилось в сентябре 2004 года, когда в ПК-подразделении был неожиданно зафиксирован рост прибыли по итогам квартала в размере 17% – до $3,3 млрд. Но Пальмизано устоял перед искушением сделать новую попытку и предпочел следовать намеченному курсу.

Сам Пальмизано охарактеризовал состоявшую продажу как «трехмерную сделку». Прежде всего, она дает возможность IBM достойно уйти с потерявшего для нее привлекательность рынка персональных компьютеров. Это также окончательное подтверждение того, что компания отныне видит свои приоритеты в других областях.

Однако, пожалуй, наиболее интересен третий аспект сделки – то, что газета NewYorkTimes называет «китайской картой». После слияния Lenovo займет пятое место в списке крупнейших компаний своей страны. В результате IBM, получающая солидный пакет акций, сможет еще более укрепить свои позиции в Китае. Именно в этом, а не только в деньгах, которые компания выручит от продажи подразделения, и заключается, по мнению некоторых аналитиков, главная выгода для IBM.

 

Китай принимает эстафету

 

Примечательно, что в роли покупателя выступила компания, которой в свое время удалось подняться как раз благодаря революции, устроенной IBM. Lenovo (ее первое название – Legend) появилась на свет в 1984 году в Пекине. Создали ее 11 человек – сотрудники китайской академии наук. Стартовый капитал составил 200 000 юаней ($24 000). На сайте компании можно найти фотографию ее первого офиса – маленького бунгало на территории студенческого городка.

Изначально Lenovo/Legend занималась только дистрибуцией иностранной техники, в том числе и IBM. Но с конца 1980-х она стала выпускать материнские платы, а затем и компьютеры под собственным брэндом и постепенно выросла в крупнейшего производителя ПК в Китае. В 1994 году гонконгский филиал компании начал продавать акции на местной фондовой бирже, а через три года Legend/Lenovo удалось перекинуть туда и пекинские активы, что позволило ей привлечь внимание иностранных инвесторов. В настоящее время акции компании продаются и на Нью-Йоркской фондовой бирже. Доля Lenovo на китайском национальном компьютерном рынке составляет 27%.

Однако этим планы китайского гиганта не исчерпываются. Собственно, переименование, которое состоялось в 2003 году, было затеяно с целью «подготовить почву для экспансии на зарубежные рынки». Название Legend слишком распространено, и, дабы избежать путаницы и возможных конфликтов, китайцы предусмотрительно зарегистрировали новую торговую марку – Lenovo. В целях раскрутки брэнда компания стала одним из спонсоров Международного олимпийского комитета. СЕО Lenovo Ян Юяньцин принял участие в эстафете Олимпийского огня перед Играми в Афинах.

Однако двигаться на Запад китайскую компанию вынуждают не только имперские амбиции. Даже в родном Китае с его огромным рынком сбыта у Lenovo нет спокойной жизни. Причем соревноваться ей приходится не столько с местными фирмами, сколько с крупными международными корпорациями, в особенности с Dell. Так что сделка с IBM это не только вопрос престижа, но и тактика выживания. «Иногда лучший способ победить – играть вместе» – под таким девизом на сайте Lenovo анонсируется покупка подразделения у IBM.

 

СПРАВКА

ПЗ Международные бизнес-машины

История IBM началась в 1911 году с основания компании Computing-Tabulating-Recording, сокращенно C-T-R. На протяжении XX века IBM не раз меняла направление деятельности. Она производила арифмометры, калькуляторы, часы, пишущие машинки, копировальные автоматы, ЭВМ для нужд армии, науки и крупного бизнеса – словом, все то, что более или менее подходит под определение businessmachines. Однако в массовом сознании IBM фигурирует прежде всего как создатель персонального компьютера с открытой архитектурой. Между тем на ПК в прошлом году пришлось только около 11% всего объема продаж корпорации IBM.

 

IBM в 2003 году

Направление

Объем продаж

$ млрд

ИТ-услуги

45,5

Компьютерное оборудование, без учета ПК

14,8

Персональные компьютеры

11,6

Разработка и внедрение новых технологий

3,7

Разработка программного обеспечения

15,9

Финансовые услуги

4,1

Инвестиционная деятельность

1

Общий объем продаж: $96 млрд  

Чистая прибыль: $7,6 млрд  

Источник: Hoover’s company profile

Еще по теме