Нет IKEA, есть «Идея»: как в России запускают аналоги иностранных брендов
Приостановка работы крупнейших компаний в России создает почву для их замены отечественными «кальками». В Роспатент уже поданы заявки на регистрацию товарного знака «Идея» для запуска аналога IKEA в России и бренда «Макдональдс». Более того, в стране планируют открыть сети ресторанов быстрого питания наподобие KFC и McDonald’s. Идея последней поступила от рэпера Тимати, попросившего на это грант у правительства Москвы.
Работу на российском рынке с начала обострения геополитического кризиса заморозили или вовсе прекратили более 400 западных компаний, среди которых оказалась IKEA. В компании заявляли, что ситуация приводит к серьезным сбоям в цепочке поставок и торговых условиях, поэтому IKEA приостановила весь экспорт и импорт в Россию, а также все производство в стране.
Большинство заморозивших работу в РФ компаний вернутся в страну в течение года, надеются около 42% россиян. Согласно опросу аналитического центра университета «Синергия», 26% считают, что процесс может растянуться на срок от трех до пяти лет, почти четверть респондентов (28%) полагают, что иностранные компании возвратятся в Россию через пять-десять лет, а 8% опрошенных вообще не ждут их возвращения.
Больше половины (58%) участников опроса полагают, что российские предприниматели смогут полностью или почти полностью заменить иностранные бренды, приостановившие работу в стране. По оценкам 42% респондентов, отечественный бизнес способен сделать это только частично.
Решение шведского бренда привело к иску к нему на один квадриллион рублей от директора петербургской дизайн-студии «Люксорта-Сервис» Александра Куккоева. Он заявлял, его компания создавала проекты, используя мебель IKEA, а сейчас дизайнеры вынуждены искать отечественные аналоги, которые стоят в разы дороже, поскольку массово не производятся. По словам Куккоева, шведская компания пошатнула его моральное состояние, а иск поможет «не допустить подобных прецедентов со стороны IKEA и других подобных компаний», — объяснил он интернет-изданию «Бумага».
В случае выигрыша дела Куккоев обещал пустить деньги «на создание производства и открытие магазинов “Идея”, чтобы в России был аналог IKEA». Предприниматель подал заявку на регистрацию товарного знака «Идея» в Роспатент 21 марта. Сейчас она проходит формальную экспертизу. Длительность рассмотрения заявок на товарные знаки в январе и феврале 2022 года составляла почти четыре месяца, отмечала «Бумага».
Еще 11 марта Telegram-канал «Лентач» попробовал представить, «как будет выглядеть импортозамещение зарубежных компаний». Предложенный студией Куккоева логотип «Идеи» имеет сходство с изображениями, представленными Telegram-каналом.
«Лентач» вдохновился реакцией спикера Госдумы Вячеслава Володина на приостановку работы McDonald’s в России. «Вот "Макдональдс", 100% российское сырье, заявил о том, что закрывается. Ну и хорошо, закрывайтесь, но только завтра там уже должен быть не "Макдональдс", а "У дяди Вани"», — заявлял Володин.
Между тем заявка на регистрацию торговой марки «Дядя Ваня», включающей в себя изображение буквы «В», переделанной из бренда сети ресторанов McDonald's, была подана в Роспатент 12 марта 2022 года. Заявитель — люберецкое ООО «Русское поле — Логистик» — просит зарегистрировать бренд для последующего открытия заведений общепита. Согласно СПАРК, Тигран Телунц — единственный владелец компании, выпускающей овощные консервы под торговой маркой «Дядя Ваня».
В холдинге «Русское поле — Логистик» отметили, что не имеют отношения к заявке в Роспатент, хотя она и была подана от имени компании. Сейчас холдинг проводит служебное расследование и отзывает заявку вместе с юристами и патентными поверенными. На момент публикации материала она проходила формальную экспертизу.
Роспатенту предстоит рассмотреть и заявку на регистрацию бренда «Макдональдс», которую подала жительница Москвы Екатерина Петрунина. Согласно заявке, под товарным знаком «Макдональдс» можно будет открывать кафе, закусочные и рестораны, готовить еду навынос, организовывать дискотеки, мастер-классы и костюмированные представления.
«Почти то же самое, что и KFC»
В качестве альтернативы залегшему на дно иностранному общепиту в Москве может появиться сеть ресторанов быстрого питания под названием «Заверните». По словам гендиректора сети Андрея Щетинина, ее концепция будет близка к сети KFC: в ресторанах станут продавать курицу примерно в той же ценовой категории — от 300 до 400 рублей. «Но это будет экологически чистым и здоровым питанием в отличие от KFC. У нас не будет никакой панировки», — объяснял он агентству «Москва». В течение четырех-пяти лет Щетинин планирует создать около 300 точек, первая из которых будет запущена в Калуге.
По его словам, сеть уже подала заявку в правительство Москвы на грант в размере около 2 млн рублей.
16 марта мэр Москвы Сергей Собянин выделил гранты для поддержки российских сетей быстрого питания в столице. Заявки принимаются с 28 марта по 30 июня 2022 года.
Условие получения гранта — «открытие новых точек общественного питания в сегменте быстрого обслуживания (фастфуд), работающих в сегменте доступных цен, и прием на работу новых сотрудников». На запуск российских сетей быстрого питания правительство города выделило 500 млн рублей.
Аналогичным образом поступил и рэпер Тимати (Тимур Юнусов), собравшийся открыть в столице сеть крафтового фастфуда. За год музыкант планирует запустить около пяти точек заведения, которое он не хочет делать «русским "Макдональдсом"». «Мы предложим альтернативу, более свежую, интересную, современную и, самое главное, российского производства на 100%», — объяснял Тимати.
Он отметил, что у McDonald's были промышленные объемы, из-за которых якобы страдало качество еды. Музыкант же планирует сделать меню своих заведений оригинальнее, а качество продукта выше, причем в том же ценовом диапазоне. Название для нового проекта он еще не придумал.
«Мы, как профсоюз изобретателей и творческих людей, выступаем категорически против заимствования таких объектов интеллектуальной собственности, как изобретения, товарные знаки, промышленные образцы или полезные модели», — заявил «Компании» председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Антон Ищенко.
Он отметил, что энтузиасты еще будут предпринимать попытки зарегистрировать похожие до степени смешения товарные знаки. «В этом плане работа Роспатента будет чрезвычайно важна, а эксперты ведомства будут отслеживать такие попытки и не допускать их до регистрации и до использования для обмана покупателей», — сказал Ищенко. Он добавил, что никто не запрещает подражать или заимствовать наиболее интересные подходы конкурентов в разных бизнес-моделях, однако это не должно нарушать права компаний, чья интеллектуальная собственность защищена.
Приостановка работы владельца товарного знака не означает приостановку защиты его прав на товарный знак, напомнил руководитель практики интеллектуальной собственности (IP) юридической фирмы DRC Владимир Ожерельев. Он добавил, что в частных случаях использование таких товарных знаков может быть правомерным, если потребители не вводятся в заблуждение и не страдает репутация оригинального бренда.
Юрист не заметил повышенного спроса на регистрацию имитаций известных брендов. Между тем с точки зрения закона текущая ситуация при всей нестабильности не дает возможности для регистрации обозначений, аналогичных уже зарегистрированным в тех же классах товаров и услуг, отметил он.
По словам Ожерельева, большинство людей обладает насмотренностью изображений популярных брендов, и даже небольшие отклонения фиксируются как заметные. Если же имитация видна невооруженным взглядом, «то потребитель должен осознавать, что покупает товар другой марки». «Но в ряде случаев действительно может произойти смешение обозначений, и потребитель купит поддельный товар, думая, что покупает оригинальный», — подчеркнул юрист.
Он добавил, что суды могут отказывать в защите исключительных прав на товарный знак для компаний из стран, наложивших санкции против России. Практика арбитражных судов, ссылающихся на злоупотребление правом, уже есть, заключил Ожерельев.