Нетеатральное банкротство
Журналистов, приходящих к генеральному директору Михайловского театра Владимиру Кехману, охранники сразу предупреждают: "Нельзя при нем называть Михайловский театр МАЛЕГОТом (аббревиатура от бытовавшего в 1950-е прежнего названия театра. - Прим. "Ко"), потому что он встанет и сразу даст в морду". Так рассказывает один из театральных критиков. "Талантливый менеджер, но авантюрист, очень целеустремленный, рассчитывает только на себя", - отзываются о Кехмане знакомые с ним люди. "Кехман пришел в театр диким капиталистом, - говорит один из санкт-петербургских бизнесменов. - И никакого желания считаться с амбициями и тщеславием сотрудников театра у него не было".
Впрочем, все деловые качества не помогли Кехману договориться с кредиторами. Долги его компании JFC, некогда крупнейшего импортера фруктов в России, оцениваются в сумму, превышающую $550 млн, что негативно сказывается на имидже не только Владимира Кехмана, но и Михайловского театра.
Полезные связи
В общем-то и состояние "банановый король", как называют Владимира Кехмана, сделал благодаря своему авантюризму. Проводником в бизнесе для начинающего самарского предпринимателя стал будущий создатель "Скартела" Сергей Адоньев. Они торговали сахаром и прочими бакалейными товарами. А чуть позднее уже вместе с основателем "Олби" Олегом Бойко создали компанию - импортера бананов "Олби-джаз". Впоследствии среди бизнес-партнеров Кехмана были гендиректор ОАО "Тишинка" Шабтай Калманович, владельцы "Союзконтракта" и даже совладельцы Морского порта Санкт-Петербург Виталий Южилин и Андрей Кобзарь.
Бизнес рос. К 2003 г. оборот компании, занимавшей в России уже треть рынка импорта бананов, оценивался в $200 млн, а спустя пять лет - в $700 млн. Более того, JFC оказалась единственной из трех крупнейших компаний - импортеров бананов в РФ, пережившей кризис 2008-2009 гг.
Но Кехману был уже неинтересен просто бизнес. "Ему хотелось заниматься статусными проектами, ассоциироваться с Питером и его культурой, - рассказывает один из его старых знакомых. - И он, воспользовавшись своими возможностями, занялся театром".
"Большую часть ответственности за то, что Владимир Кехман стал гендиректором театра, я беру на себя, - признавал Сергей Тарасов, занимавший в 2007 г. пост вице-губернатора Петербурга. - Он сам ко мне пришел и предложил свою кандидатуру. Я уже знал Володю как очень успешного бизнесмена".
Бизнес Кехмана тогда действительно процветал. Но не только это, по всей видимости, послужило причиной его назначения. Он заседал в совете директоров ОАО "Талион", где его коллегами были Аркадий Ротенберг, президент СГ "Спасские ворота" Борис Хаит, а также Александр Ебралидзе, считавшийся хорошим знакомым Сергея Тарасова.
Принц Лимон
С приходом Кехмана в театр Михайловский захлестнули скандалы. Демонстративно ушли главный дирижер Андрей Аниханов и оперная певица Елена Образцова. Закрылся проект постановки Александром Сокуровым "Орестеи". Случился конфликт с режиссером Михаилом Дотлибовым, которому, по его словам, не выплатили деньги за пять месяцев работы. "Директор театра никак и никоим образом не может вмешиваться в собственно художественные решения театра, - говорил в одном из интервью Александр Сокуров. - Создается впечатление, что Валентина Матвиенко (на тот момент губернатор Санкт-Петербурга. - Прим. "Ко") подписала некий особый контракт с Кехманом (...) Как будто губернатор отдала ему театр в частное пользование. К моему глубокому сожалению, все ограничилось "евроремонтом". Сокуров пожаловался на Кехмана Владимиру Путину. И только после этого в конфликт вмешался городской комитет по культуре, разделивший полномочия художественного руководителя и директора театра (до того их совмещал Кехман).
В глазах театральной общественности академический театр стал ассоциироваться с постоянными скандалами. "Я хочу петь и танцевать!" - заявил как-то гендиректор Михайловского и после этого стал пробовать себя на сцене. Сначала появился в роли принца Лимона в детском спектакле "Чиполлино", затем попытался исполнить партию Трике в опере "Евгений Онегин". В своей книге "Энциклопедия лоха" Ксения Собчак написала, что этот "спектакль не был дебютом Владимира. В 1995 г. в Санкт-Петербург привезли Хосе Каррераса, и на приеме в гостинице "Европейская" Кехман на правах организатора мероприятия вышел и спел".
В заслугу Кехману сегодня ставят ремонт Михайловского театра, говорят, что он вложил в него не один десяток миллионов долларов. Но это не совсем так.
Во-первых, театр под руководством бизнесмена успешно осваивал и бюджетные деньги - и на организацию мероприятий по случаю 175-летия Михайловского театра (около 80 млн руб.), и на проведение ремонта офисных помещений. А сам театр начали сдавать под проведение корпоративных мероприятий.
А во-вторых, денежные средства, которые Владимир Абрамович тратил на театр (и не только), сегодня разыскиваются целым рядом кредиторов во главе с крупнейшими банками...
Банкротство
Проблемы в бизнесе Кехмана начались в 2011 г., когда у JFC возникли сложности с обслуживанием банковских кредитов. В затруднениях Кехман сразу же обвинил своих партнеров по JFC - Андрея Афанасьева и Юлию Захарову, заверяя, что уже много лет не контролирует бизнес. Неудивительно, что Афанасьев и Захарова утверждают обратное.
Существует версия, что Кехман за счет средств JFC увлекся девелоперскими проектами, которые не пошли в кризис. В начале 2012 г. основная компания "ЗАО "Группа JFC", а также еще несколько фирм холдинга подали иски о признании их банкротами, чтобы получить защиту от кредиторов. То же самое сделал и сам Кехман, заявив о собственном банкротстве в Лондоне. Тем самым он получил легальную защиту от всех коллекторских и судебных действий по взысканию долгов.
Общая сумма задолженности группы JFC превышает $550 млн. Основными кредиторами являются Сбербанк, Банк Москвы, Промсвязьбанк и "Уралсиб". Ими поданы десятки исков в российские и иностранные суды не только к JFC и ее дочерним структурам, но и к Кехману, выступавшему личным поручителем по кредитам. Судебные процессы в отношении гендиректора Михайловского театра проводятся даже на Кипре, а суд на Британских Виргинских островах уже признал его виновным в неисполнении решения суда о раскрытии информации.
Самое неприятное заключается в том, что вся эта история имеет негативные имиджевые последствия не для одного Кехмана, она напрямую отражается на Михайловском театре. Так, например, обыски в рамках уголовного дела проводились не только у бенефициаров бизнеса, но и в театре. А самому Кехману за долги на несколько месяцев ограничили выезд за рубеж.
По версии следствия, группа лиц из числа руководителей и собственников JFC под предлогом исполнения договоров с фиктивными и аффилированными коммерческими организациями получила от банков крупные кредиты. Не намереваясь выполнять обязательства по кредитам, руководители компании в феврале 2012 г. обратились в арбитражный суд с иском о признании ЗАО "Группа JFC" банкротом. "В результате банкам причинен ущерб на сумму более 10 млрд руб.", - говорится в заявлении ГУЭБиПК МВД России. На тот момент общая кредиторская задолженность JFC составляла примерно 18 млрд руб. Таким образом, вокруг Михайловского театра создается негативный информационный фон, непосредственно связанный с личностью гендиректора театра.
Чем закончится история с банкротством JFC, юристы сказать не могут. Например, Банк Москвы заключил с Кехманом мировое соглашение, но не исключено, что продолжит с ним судиться. "Соглашение - один из этапов по возврату задолженности, который связан с раскрытием Кехманом информации о финансовой деятельности JFC и признании им юрисдикции английского суда в рамках предстоящего иска Банка Москвы к нему в деле о мошенничестве", - сказали "Ко" в банке. Вероятно, так же поступят и другие кредиторы JFC. Речь может идти о недвижимости в России и за рубежом, офшорных фирмах и даже плантациях в Латинской Америке. Не исключено, что в дальнейшем следователи и судебные приставы-исполнители могут заинтересоваться и Михайловским театром как неким активом, куда Кехман вкладывал свои деньги. В этом случае театр ждут новые обыски и неприятности.