Netflix вернули с небес на землю

В жизни стримингового сервиса Netflix, кажется, наступила черная полоса. После пандемийных рекордов он отчитался о потере подписчиков — такого с сервисом не случалось последние 10 лет. Компания винит во всем свой вынужденный уход с российского рынка, а также любителей поделиться паролем от аккаунта с друзьями. При этом аналитики предупреждают, что уже зафиксированная потеря подписчиков далеко не конец.

Неприятные новости для своих акционеров Netflix озвучил в отчете за первый квартал. Компания сообщила, что за три месяца лишилась 200 тысяч платных подписчиков, хотя планировала нарастить их число на 2,5 миллиона.

«Приостановка работы нашего сервиса в РФ и сворачивание всех российских платных программ оказали влияние на чистый прирост по платным услугам в размере минус 700 тысяч подписчиков. Без учета этого влияния чистый прирост по платным услугам составил 500 тысяч», — пояснили в компании.

Netflix отметил, что в первом квартале прибавил около 1,1 миллиона пользователей в Азиатско-Тихоокеанском географическом сегменте. Тем не менее он лишился подписчиков в Африке, Латинской Америке, Европе и на Ближнем Востоке.

Потеря подписчиков не единственная печальная новость в отчете. Чистая квартальная прибыль Netflix год к году снизилась на 6,4%, до 1,6 миллиарда долларов. Разводненная чистая прибыль в пересчете на акцию составила 3,53 доллара против 3,75 доллара годом ранее. Выручка Netflix в первом квартале прибавила почти 10% и достигла 7,87 миллиарда долларов, однако аналитики Уолл-стрит ожидали, что она дойдет до 7,93 миллиарда долларов.

На этих новостях акции Netflix на предторгах обвалились более чем на 25% и торговались по 257,28 доллара. Компания в одночасье лишилась около 40 миллиардов долларов рыночной стоимости.

Уход из России и «тайные» пользователи 

С 2011 года число подписчиков Netflix неуклонно росло. Если в 2012-м у сервиса было немногим более 20 миллионов платных подписчиков, то к 2016-му эта цифра дошла до 80 миллионов. В 2017 году сервис преодолел отметку в 100 миллионов подписчиков, а в конце 2019-го вплотную подошел к 160 миллионам.

В пандемию, когда многие ушли на самоизоляцию, Netflix взял новую вершину, набрав более 200 миллионов платных абонентов. Сейчас их у сервиса 226,1 миллиона.


В компании признают, что одна из важных причин, по которой Netflix лишился подписчиков, — уход с российского рынка. В начале марта компания приостановила работу в стране, в которой у нее было около миллиона подписчиков. При этом Netflix работал в РФ вполне успешно — в марте прошлого года сообщалось, что его доля на российском рынке за год выросла вдвое.

Компания указала на рост конкуренции среди стриминговых сервисов, а также YouTube, Hulu и Amazon. По данным исследователей из Ampere Analysis, в прошлом году потоковые сервисы вложили в создание нового контента 50 миллиардов долларов. Это на 50% больше, чем в 2019-м.

Еще одна важная проблема — использование чужих паролей для просмотра продуктов Netflix. По оценке компании, помимо платных подписчиков, сервисом пользуются порядка 100 миллионов домохозяйств (что практически равно половине платных подписчиков). Около 30 миллионов из них находятся в США и Канаде.

«Становится все более очевидно, что темпы роста нашего базового рынка частично зависят от факторов, которые мы не контролируем напрямую», — заявили в Netflix, добавив, что на отток пользователей повлияла и инфляция, из-за которой сервис поднял стоимость подписок в США, Канаде, Великобритании и других странах. Только в Британии в первом квартале было отменено свыше 1,5 миллиона подписок. 

Попытки все вернуть 

Несмотря на то что акции Netflix уже сильно упали, в компании предупреждают, что это может быть не конец. По подсчетам собственных аналитиков, потеря людей может продолжиться и с апреля по июнь сервис недосчитается еще около двух миллионов подписчиков.

Чтобы бороться с этим, Netflix хочет провести «репрессии» против тех, кто использует чужие пароли для просмотра фильмов и сериалов, начав брать с них дополнительную плату. Как это будет происходить, пока неизвестно, однако в марте Netflix заявлял, что протестирует совместное использование аккаунтов в Чили, Коста-Рике и Перу. В этих странах было решено добавить к ежемесячной подписке дополнительную плату в пределах трех долларов, чтобы к профилю можно было подключить новые учетные записи.

Кроме того, Netflix хочет ввести более дешевый вариант подписки. Он будет отличаться от прежнего наличием рекламы и, если и появится, то не раньше 2023 года. Такая опция уже есть у конкурентов компании — сервисов Disney+ и HBO Max.

Потеря подписчиков стала для Netflix своего рода проверкой на прочность, заявил аналитик PP Foresight Паоло Пескаторе. «В пандемию Netflix и другие подобные сервисы пользовались огромной популярностью. Теперь же пользователи дважды подумают перед тем, как что-то приобрести. Потребительские привычки меняются», — сказал он BBC.

Сейчас Netflix — в тяжелейшей ситуации за прошедшие десять лет, добавил аналитик Джеймс Клэйтон. В одной точке сошлись спад спроса после пандемии, ситуация на Украине, рост конкуренции и теневые пользователи, на которых сервис жаловался долгие годы.

«Netflix отмечает, что клиентов станет меньше и в следующем квартале, так что дело тут не только в России. И поскольку рост стоимости жизни коснется многих, будущее компании, которое еще несколько месяцев назад казалось довольно радужным, теперь выглядит крайне неустойчиво», — заключил он.