Top.Mail.Ru
архив

Неторный путь «Автотора»

С конвейеров автозавода «Автотор» скоро начнут сходить китайские телевизоры TCL, осваивается сборка и другой бытовой техники. Что это: закат единственного автомобильного производства в Калининграде или, наоборот, шаг вперед? Свою версию происходящего «Ко» рассказал генеральный директор компании «Автотор Групп» Валерий Горбунов.

 

Решение о строительстве в Калининграде завода «Автотор» было принято в 1994 году. Многим тогда казалась странной идея разместить промышленное предприятие в анклаве, отрезанном от основного рынка сбыта государственными границами. Но проект оказался вполне успешным. Производство не было привязано к конкретным маркам, завод собирал практически любые автомобили в тех количествах, которые потребует заказчик. Эта стратегия позволяла «Автотору» оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Сегодня руководство предприятия уже не ограничивает себя рамками автопроизводства и ставит целью наладить выпуск широкого спектра высокотехнологичных товаров. 

 

В последнее время ходят слухи о скандальном разрыве ваших отношений с корейской компанией KiaMotorsи о том, что производство бытовой техники налаживается на высвободившихся после этого площадях.

 

– Дела обстоят совершенно иначе! Те, кто знаком со спецификой автомобильного или электронного производства, сразу же скажут, что подобные метаморфозы невозможны, к тому же они ни к чему. У нас нормальные рабочие отношения с KiaMotors, а то, что сократились объемы производства машин этой марки, говорит исключительно об особенностях политики корейской компании. Дело в том, что, запустив новую модель, в первый год Kia ведет ее производство исключительно на своем заводе в Корее, и только после того, как технология будет целиком отлажена и устранены малейшие неточности, сборка может быть передана на другие предприятия. По этой причине на целый год мы оказались без нашей самой ходовой модели Rio, которая в Корее пережила смену поколений. Вместе с Rio обновлению подверглись и другие машины, что существенно обеднило наш модельный ряд. Прошел год, и мы запускаем производство сразу трех новых корейских автомобилей: Majentis, Opirus и Carnival, а также ведем активные переговоры относительно сборки других моделей Kia.

Но это далеко не единственный наш проект. Кроме Kia«Автотор» давно сотрудничает с BMW и GeneralMotors, и эти отношения укрепляются и расширяются. Мы даже планируем перевести одну из моделей Chevrolet-DAT в категорию CKD, которая подразумевает полную сборку машин со сваркой и окраской кузовов. По оптимистичным прогнозам, финальный контракт может быть подписан уже в июне этого года.

 

Вы начали сотрудничество с китайским производителем телевизоров TCL и одновременно занялись изучением вопросов производства китайских автомобилей и мототехники. Это совпадение или стратегический план – сделать основную ставку на КНР?

 

– Мы – мультибрендовая компания, и наша задача – развивать сотрудничество с самыми разными производителями. Тогда мы сами чувствуем себя увереннее и можем больше предложить партнерам. По нашим оценкам, китайский автопром сейчас является наиболее перспективным из действующих бизнес-игроков. О нем ходит много разных слухов, часть из которых – вымысел, а часть – правда. Но то, что они сделали огромный шаг вперед, отрицать невозможно – на территории Китая сейчас действует около 400 различных автомобильных заводов разной величины и разного уровня качества. Среди них есть современные производства, созданные в сотрудничестве с мировыми брендами и оснащенные по последнему слову техники. Точно так же в советские годы создавался Волжский автозавод, где я вырос и сформировался как специалист.

Те китайские сотрудники, с которыми мы сейчас общаемся, получили лучшее образование в мире, и то, с каким усердием они пытаются проникнуть на рынки других стран, достойно самого глубокого уважения. Мы сочли правильным наладить сотрудничество с этой страной, которая через несколько лет станет еще сильнее и наверняка будет доминировать на мировой арене. Результатом этой работы стало появление новых подразделений, которые специализируются на производстве коммерческих и легковых автомобилей, а также мототехники и электроники.

В сегменте легковых машин мы сотрудничаем с компанией Chery. Уже сейчас готовы мощности для производства двух моделей, а до конца года должна появиться еще одна машина. Есть и дальнейшие перспективные автомобили, которые должны пользоваться спросом на нашем рынке. У нас есть первоочередное право выбора новых моделей Chery, которые будут запускаться в Китае. Если мы не захотим их собирать, то китайцы вправе отдать их производство другим заводам.

Также с Chery прорабатывается соглашение о строительстве в Калининградской области полноценного завода, который будет заниматься не только сборкой, но также сваркой и окраской кузова. По оптимистичным прогнозам, финальный контракт может быть подписан уже в июне этого года.

 

Что побудило вас заняться производством телевизоров и бытовой техники?

 

– Это стратегический шаг по расширению сферы деятельности компании. Внутри «Группы Автотор» создано подразделение «Автотор-Электрон», которое и занялось соответствующим сегментом рынка. В реконструированном здании на производственной площадке в поселке Космодемьянский сейчас идет отладка конвейера, документооборота и всей необходимой инфраструктуры, которая окружает производство.

Все инвестиции мы произвели за свой счет и потратили на это $2,5 млн. Все оборудование закуплено по рекомендации нашего китайского партнера TCL, который выступает для нас еще и консультантом. Приобретена даже специальная лаборатория, позволяющая проводить испытания телевизионной техники на работоспособность при температуре до +50 градусов.

Созданные мощности позволяют ежегодно производить до 300 000 электронно-лучевых и жидкокристаллических телевизоров семи моделей с диагональю экрана от 14 до 27 дюймов. Кроме того, наш конвейер универсален, он позволяет собирать не только телевизоры, но и любую другую бытовую технику средних размеров: пылесосы, микроволновые печи, стиральные машины и т. д.

Сколько и каких товаров мы будем выпускать зависит в первую очередь от объемов заказа нашего партнера TCLRUS. Они сами занимаются дистрибуцией продукции, а за нами остается сборка. Поэтому точно предугадать объемы производства невозможно – они напрямую зависят от конкуренции на рынке и от того, какую маркетинговую политику изберет TCL. Мы никак не можем повлиять на сбыт, и нам остается лишь держать руку на пульсе, чтобы своевременно корректировать собственные планы.

 

А как обстоят дела с мотоциклетным производством? Этот рынок сейчас быстро растет, но на нем практически не представлена продукция отечественных заводов. Покупатели вынуждены покупать подержанную японскую технику.

 

– Мотоциклетный проект появился у нас отчасти случайно. Мы пытались сотрудничать с калининградской фирмой «Балт-Моторс», которая уже собирала китайскую мототехнику. Но потом, как это часто бывает у партнеров, мы не сошлись во взглядах на развитие бизнеса и создали собственное производство.

Недавно мы закончили итоговые переговоры с компанией Kinlon Motors, которая является крупнейшим в Китае мотопроизводителем. Она выпускает не только мотоциклы, но и дизель-генераторы, газонокосилки и другую технику. По итогам переговоров мы обозначили интерес ко всему спектру продукции и сейчас начинаем сотрудничество. Первые образцы мы уже получили, сейчас идет их изучение. Одновременно мы оцениваем новый для себя рынок.

«Автотор» будет заниматься не только сборкой мототехники; одна из компаний группы станет дистрибутором продукции. Прежде чем выпустить товар на рынок, необходимо создать дилерскую сеть и обеспечить ее достаточным набором оборудования, запасных частей, укомплектовать обученными кадрами.

По нашим предварительным прогнозам, этот рынок еще очень далек от насыщения и на нем есть масса свободных ниш, которые могли бы занять и другие мотопроизводители. В магазинах уже сейчас представлено несколько марок мотоциклов, импортированных из Китая, но лидером окажется тот, кто сможет предложить покупателям не только конкурентоспособный товар по выгодной цене, но еще и качественное послепродажное обслуживание.

 

Не окажется ли компания, которая выпускает автомобили нескольких марок, мотоциклы, телевизоры слишком сложной в управлении? Какова структура «Автотора»?

 

– «Автотор» – это две независимые компании: управляющая «Автотор-групп» и «Автотор Холдинг», которая отвечает за стратегическое развитие. Внутри «Автотор-групп» существует 34 подразделения, каждое из которых отвечает за свое направление бизнеса. Одни сотрудничают с GeneralMotors, другие – с BMW и так далее. Существует свое логистическое подразделение «Автотор-Транс», служба кейтеринга «Автотор-Пит» и т. д. «Автотор-групп» напрямую занимается лишь управлением и диспетчеризацией всех бизнес-процессов.

«Автотор Холдинг» занимается разработкой новых проектов. Он отвечает за развитие производства, поиск новых партнеров. А когда проект целиком готов к запуску и под него созданы необходимые мощности, он переходит в ведение «Автотор-групп».

При широком спектре продукции такая схема кажется наиболее эффективной и позволяет компании работать с минимальными затратами и персональной ответственностью бизнес-единиц и их менеджмента.

 

Некоторые виды продукции вы только собираете, другие сами продаете. Какая из моделей бизнеса кажется вам более интересной?

 

– Если заказчик дает нам возможность выбора, заниматься дистрибуцией или нет, мы обязательно рассматриваем этот вопрос и, как правило, соглашаемся с первым вариантом. Конечно, при создании собственной системы сбыта увеличиваются финансовые риски, но в то же время мы имеем больше контроля над ситуацией: удобнее планировать производство, равномернее загружаются мощности, спокойнее работают люди.

Некоторые наши уважаемые партнеры пытаются планировать производство на год вперед и часто они не угадывают поведение рынка, а мы оказываемся крайними. Завод простаивает, а потом срочно «нагоняет» рынок. Страдают люди и бизнес. Мы не можем каждый месяц распускать, а потом снова набирать персонал, ведь это наш основной капитал.

 

С развитием новых направлений самостоятельно заниматься сетями вам, должно быть, станет значительно проще, ведь продажу мотоциклов могут осуществлять, например, автодилеры.

 

– Это ошибочное мнение! Дело в том, что мы имеем дело совсем с другой категорией покупателей. Нужны продавцы с иным складом ума, они должны уметь общаться с молодой аудиторией, поколением next. Пусть они будут в коже с заклепками, главное – чтобы могли найти общий язык с новой целевой аудиторией.

Да, автомобильный дилер может заниматься мотоциклами, но при условии, что он создаст отдельное подразделение в своей компании, наберет особый штат, выделит место в ремзоне. Конечно, когда наш старый партнер решается на освоение нового сегмента рынка, мы всегда рады ему помочь, но в то же время мы всегда открыты и для новых контактов.

 

Hummer и Cadillac, которые вы собирали по заказу GeneralMotors, дополняли массовый модельный ряд СП «GM-АвтоВАЗ». Теперь, взявшись за сборку недорогих корейских моделей Chevrolet, вы вступили в заочную конкуренцию с СП. Не помешает это вашему сотрудничеству? В чем, на ваш взгляд, причина проблем внутри СП?

 

– Мы не считаем «GM-АвтоВАЗ» своими конкурентами. Мы работаем по заказу GeneralMotors и не вникаем в подробности их отношений в других проектах. На мой взгляд, споры внутри СП рано или поздно должны разрешиться или привести к окончательному разрыву. Это как в семье: люди или счастливо живут вместе или разводятся. Мне кажется, наиболее вероятен мирный исход событий, а как крайняя мера – возможна смена владельцев одной из долей СП.

Что касается нас, то основной упор мы стараемся делать на качество и не ввязываемся в сомнительные интриги. Зарплата каждого рабочего на 60% состоит из надбавок за качество. Хорошо поработал – получи премию, которая в разы превышает тарифную разрядную ставку.

Также важным элементом нашей стратегии является нацеленность на идеологию компании-заказчика. Завязывая новые отношения, мы всегда стараемся досконально понять и принять бизнес-философию нашего партнера. Таким образом, наши отношения всегда носят ровный характер.

 

После смены руководства на «АвтоВАЗе» пошли разговоры о возможности предоставления автогиганту крупного долгосрочного кредита. Как вы думаете, есть ли у нашей промышленности шанс создать действительно конкурентоспособный автомобиль?

 

– Если отвечать кратко – да. Но я не уверен, что при этом у руля будут стоять люди, далекие от автомобильного производства. Проводя любые реформы, нельзя забывать, что «АвтоВАЗ» – это не только бизнес-единица, но еще и градообразующее предприятие, которое обеспечивает работой сотни тысяч людей. Помочь заводу, безусловно, нужно, и без крупных займов ему, действительно, не обойтись. Мне кажется, что я знаю, как помочь «АвтоВАЗу» и, судя по последней информации, которая поступает из Тольятти, реформы на заводе идут в правильном направлении. Главная проблема «АвтоВАЗа» – в неправильной вертикальной структуре власти, которая просто не может быть эффективной. Здесь важно выстроить схему, похожую на ту, что использует «Автотор»: самостоятельные подразделения, каждое из которых приносит прибыль. Она похожа на корабль – если один трюм затопит, можно задраить люки, и судно будет держаться на плаву за счет других отсеков.

 

Если бы «Автотору» предложили большой заем на выгодных условиях, как бы вы им распорядились?

 

– Основатели завода, которые начинали бизнес еще в 1994 году, дали себе обет никогда не прикасаться к государственным финансовым ресурсам. Политическая поддержка – это очень важно, и мы готовы ею воспользоваться, но не более того. Собственно, «Автотор» возник во многом благодаря указу Бориса Ельцина о свободной экономической зоне в Калининграде.

 

А если пофантазировать? Предположим, «Автотор» все-таки получил крупный заем, не будем уточнять, от кого?

 

– Ну, тогда бы мы замахнулись на реализацию своей давней и самой большой мечты – мы хотим создать собственный автомобиль, разработанный по заказу завода, который бы отвечал требованиям рынка. Но все эти рассуждения – из области фантастики, пока мы к подобному шагу не готовы. Наша задача на ближайшую перспективу – быть устойчивой и востребованной мультибрендовой сборочной компанией в хорошем смысле слова. И пусть некоторые злые языки считают, что закручивать гайки – особого ума не надо. Наш «гайковерт» стоит уже $310 млн. Ведь если посмотреть на структуру любого современного автомобильного концерна, то его основное производство – это именно сборка машин, а все комплектующие и зачастую двигатели в сборе поставляют предприятия-смежники.

 

«Автотор Холдинг» несколько лет назад заявлял, что создание собственного автомобиля – задача для предприятия вполне посильная. Как вы думаете, как скоро это могло бы произойти?

 

– Своими силами мы уже изготавливали один концепт-кар. Его вполне можно было бы довести до серийного производства, и мне кажется, он был бы востребован на рынке. Но ряд объективных и субъективных причин не позволили нам это сделать. Теоретически уже сейчас мы чувствуем в себе силы, чтобы создать собственный автомобиль, но кроме желания для этого нужны еще и возможности, а также немножко везения.

Нельзя забывать, что создание нового автомобиля – это всегда очень сложная задача. Даже такой гигант, как «АвтоВАЗ», никак не может найти в себе силы на создание нового поколения автомобилей. А ведь там есть мощный научно-технический центр, где еще десятилетия назад рождались идеи, которые только сейчас находят воплощение в мировом автопроме.

Поэтому мы готовы взяться за разработку нового автомобиля, но в одиночку такие проекты не делаются. Посмотрите на пример Kia. Они создали три научно-технических центра в Японии, Германии и Америке. В каждом из них работают люди с разным менталитетом, разными взглядами на конструкцию машины и ее дизайн. И только объединив усилия инженеров со всех концов света, можно создать по-настоящему современный и конкурентоспособный автомобиль, который будет востребован по всему миру.

 

Еще по теме