Неудачник года
На церемонии награждения победителей конкурса "Компания года" один из гостей предложил ввести номинацию "Неудачник года" - специально для "Медиа-Моста".
Действительно, ни одну другую отечественную компанию в уходящем году так настойчиво не преследовали удары судьбы и властей, как медиа-холдинг Владимира Гусинского. "Маски-шоу" в головном офисе, потеря Мост-банка, июньский арест Гусинского, скандальные переговоры с "Газпромом" и приложение № 6, испанский арест Гусинского и, наконец, иск налоговиков о ликвидации НТВ.
Не было месяца, чтобы очередная "мостовская" коллизия не становилась предметом бурных обсуждений политического и делового истеблишмента как в России, так и за ее пределами.
Впрочем, подобный резонанс, несмотря на драматизм вызвавших его событий, скорее радовал, нежели огорчал руководителей "Медиа-Моста". Ведь индекс цитирования НТВ и прочих "мостовских" СМИ увеличивался в несколько раз. Чего бы не случилось без кремлевских "наездов".
В известной степени Путин и Гусинский, несмотря на обоюдный антагонизм, оказались нужны друг другу. По принципу "вместе тесно, а врозь - скучно". Социально ориентированный президент нуждается в олигархе для перманентного показательного битья. А сам медиа-магнат - в наличии постоянной внешней угрозы (истинной или мнимой - уже второй вопрос) для собственных СМИ, действующей на их рейтинги с молниеносностью "Виагры".
Другое дело, что даже сочувствие со стороны Госдепа и не лишенный демонстративности летний визит Билла Клинтона на "Эхо Москвы" так и не удалось конвертировать в конкретные инвестиции. То ли потенциальные партнеры сочли, что политический риск все же слишком высок, то ли миноритарные акционеры в лице Киселева и Малашенко не слишком хотели делиться своим влиянием в компании, но усилия фандрайзеров Гусинского оказывались тщетными.
Идеальным вариантом для "Медиа-Моста" было бы привлечение финансирования со стороны околоправительственных организаций США. Скажем, по линии ExImBank, USAID и т.п. Но тут, как и в России, Гусинского подвели выборы. Традиционно замкнутые республиканцы все же менее склонны вникать во внутрироссийские дела, чем "всемирно отзывчивые" демократы. Да и с окружением побежденного либерала-Гора у гонимого медиа-магната отношения получше, чем с кровожадным и не слишком грамотным губернатором Техаса.
Поэтому в том, что окончательное избрание Джорджа Буша-младшего почти совпало по времени с очередными злоключениями "Медиа-Моста" и его основателя, трудно усматривать исключительно волю судьбы. Причем совпадение можно объяснить как тем, что победа изоляциониста-республиканца развязала руки кремлевским недоброжелателям Гусинского, так и стремлением медиа-холдинга вызвать сочувствие у новой администрации США.
"Ко" уже писал о нарочитой и подозрительной вероломности ареста в облюбованной Гусинским Испании. К сказанному ранее стоит добавить, что продвижению "мостовского" бизнеса на Пиренеях в немалой степени способствовал небезызвестный Филипп Бобков (интересное совпадение - мадридское представительство Мост-банка долгое время возглавляла некая Дарья Бобкова). А бывший руководитель 5-го управления КГБ, думается, знаком с тамошними спецслужбами ничуть не хуже, чем его бывшие коллеги из Кремля и Генпрокуратуры.
Кроме того, известно, что у Владимира Гусинского всегда были неплохие отношения с испанской Telefonica. Именно эта компания участвовала вместе с "Мостом" в консорциуме TeleFAM B.V., проигравшем в 1997 году аукцион по "Связьинвесту". В октябре же этого года Telefonica за сравнительно небольшие деньги приобрела 50% израильского сотового оператора Pelephone. А сейчас, как говорят, присматривается к местному телефонному монополисту - компании Bezeq. С учетом той роли, которую Гусинский играет на телекоммуникационном рынке Израиля (а надо сказать, что российский олигарх сотрудничает и с Bezeq, и с Pelephone), действия служителей испанских правоохранительных органов иначе как диверсией против собственного национального чемпиона не назовешь. И смеем предположить, что влияния Telefonica хватило бы на то, чтобы не допустить ареста Гусинского в Испании.
Не менее странно выглядит и нашумевший иск налоговиков. Такое ощущение, что у подчиненных Геннадия Букаева не было иной задачи, кроме как представить бескомпромиссному судье Бальтасару Гарсону (а заодно и возлюбившему Путина Михаилу Горбачеву) дополнительное доказательство политического характера "дела Гусинского". А попутно еще и разрушить наметившееся сотрудничество "Газпром-Медиа" с Deutsche Bank по поводу цивилизованной перепродажи акций "Медиа-Моста".
Тут уместно вспомнить, что иск подала налоговая инспекция Центрального округа Москвы. А со столичными налоговиками Владимир Гусинский дружит еще с начала 90-х. Мост-банк долгое время обслуживал счета московского управления ГНИ. Не все же так быстро отказываются от былой дружбы, как Юрий Лужков.
Тем более что, как небезосновательно отмечают наблюдатели, банкротство медиа-холдинга в гораздо большей степени выгодно самому Гусинскому, нежели "Газпрому". Поскольку та же телекомпания НТВ "обременена множеством внутрикорпоративных обязательств в виде векселей".
Вообще надо отдать должное "мостовским" финансистам. Как показал уходящий год, они выстроили довольно неплохую систему защиты активов холдинга. И если летом один известный бизнесмен мог позволить себе сказать: "Я бы не стал так строить бизнес, как Володя", - то сейчас, наверное, многие коллеги Гусинского по олигархическому цеху втайне восхищаются его умением "отбрасывать хвосты".
Вот и получается, что, пока иск о "мостовском" банкротстве находится в производстве, Deutsche Bank едва ли возобновит сотрудничество с "Газпром-медиа". Гусинский же, даст Бог, за это время избавится от клейма "их разыскивает "Интерпол" и сможет спокойно продолжать контакты с потенциальными партнерами и инвесторами. Чтобы быть во всеоружии, если арбитражный суд отклонит иск налоговиков. Если же нет, придется отвоевывать назад холдинг через комитет кредиторов. Как бы там ни было, но для "Моста" это такая же форма очистки (в данном случае от внешних обязательств и нежелательных акционеров), как для его основателя - испанский арест.
При любом исходе Гусинский проигрывает гораздо меньше, чем, например, "Газпром". Не говоря уже о налоговиках с Генпрокуратурой, которые вряд ли простят друг другу потерю "добычи".
Так что, хотя 2000 год оказался, мягко говоря, весьма сложным для медиа-холдинга и его основателя, Владимир Гусинский сотоварищи сумел свести реальный ущерб от действий недоброжелателей к минимуму. Можно сказать, что свою низшую точку падения "Мост" прошел. Впрочем, из этого вовсе не следует, что в 2001 году обязательно начнется его возрождение.