Top.Mail.Ru
рейтинги

Неудачники ушедшего года

Активы Олега Дерипаски пострадали из-за санкций наложенных на их владельца. Фото: ТАСС Активы Олега Дерипаски пострадали из-за санкций наложенных на их владельца. Фото: ТАСС

Завершающийся год показал, что большинство компаний научились жить в условиях «новой нормальности». Привычные «капитаны рынка» остались на своих местах, а многие даже прибавили в весе. Однако есть компании, которым в 2019 году пришлось несладко, некоторые из них входят в число крупнейших: «Алроса», «Рольф», En+, «Магнит», «Вертолеты России», «Ашан», «Балтика», «Вымпелком», «Ростсельмаш», «КамАЗ».

АК «Алроса», ПАО

АлросаАлроса. Фото: РИА Новости

Алмазодобывающая компания «Алроса», ключевые месторождения которой находятся в Республике Саха (Якутия), входит в топ-10 российских работодателей по версии Forbes, однако перспективы ее не слишком радостные. Как отмечают эксперты, алмазы она добывает «в склад» и испытывает серьезные трудности с реализацией продукции, причем вызвано это не дефективным менеджментом, а, прежде всего, макроэкономическими факторами.

В октябре 2019 года «Алроса» опубликовала отчет о своей деятельности за последние три квартала текущего года. Выяснилось, что за девять месяцев показатели чистой прибыли компании упали на 42 %. На фондовом рынке стоимость акций в последнее время быстро снижается. В перспективе это создает ощутимую угрозу для благополучия жителей Якутии, для которых важны налоги, уплачиваемые «Алросой».

Мировой рынок алмазов находится в долгосрочном кризисе. Спрос снижается из-за торговых пошлин, поскольку основными потребителями алмазов являются США и страны ЕС (50 % рынка). На часть рынка претендуют искусственные алмазы — ожидается, что в 2020 году они будут занимать до 15 % рынка мелких алмазов и 7,5 % рынка крупных алмазов. А главное — бриллианты больше не привлекают девушек.

ГК «Рольф»

РольфРольф. Фото: ТАСС

Основанная еще в 1991 году ведущая российская автодилерская сеть «Рольф» находится в центре громкого скандала. Ее основатель Сергей Петров стал фигурантом уголовного дела: следственные органы считают, что «Рольф» переплатила при покупке одного актива, оценив его в 4 млрд руб., хотя, по оценкам правоохранителей, он стоил «несколько сотен миллионов». Сейчас Петров находится за границей, а управляет всем через кипрский траст его сын Александр.

Петров-старший связывает преследования с политикой. Поскольку ходил на Болотную, финансировал проекты либеральной оппозиции вместе с владельцем «ВымпелКома» Дмитрием Зиминым и среди прочих делал пожертвования организациям Алексея Навального.

В 2018 году сеть «Рольф» демонстрировала неплохой рост прибыли — 76 %, однако сейчас ситуация изменилась. Петров ищет варианты для продажи бизнеса. 18 ноября стало известно, что владельцы собираются продать все 100 % «Рольфа» одному покупателю.

En+ Group

En+En+. Фото: 123rf/Legion-media

Алюминиевый бизнес Олега Дерипаски был нацелен, прежде всего, на экспорт в США, в результате чего стал наиболее уязвим для санкций. Международная юстиция потребовала от Дерипаски отдать рычаги управления в компании En+, которая, кстати, владеет основным пакетом акций (50,1 %) «Русала».

Согласно американскому «плану Баркера», Дерипаске предписывалось включить в руководство En+ и «Русала» независимых директоров, а самому снизить свой пакет акций в обеих корпорациях до показателя ниже 50 %.

По сути, речь шла о передаче контроля над основным предприятием, добывающим российский алюминий, иностранцам. При этом пикантность ситуации заключалась в том, что и формально российским «Русал» не был, поскольку его ключевой бенефициар, En+, был зарегистрирован Дерипаской на острове Джерси.

Доля Дерипаски в En+ сократилась с 70 % до 44,95 % (из них 35 % голосующих).

Акционеры En+ Group поддержали перерегистрацию офшора с острова Джерси на остров Октябрьский в Калининградской области Российской Федерации.

Что касается показателей «Русала», то они не впечатляют. Выручка за третий квартал 2019 года сократилась на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 3 % по сравнению с показателем предыдущего квартала. Ситуацию усугубляет снижение цен на алюминий.

«Магнит», ПАО

«Магнит»Магнит. Фото: ТАСС

Торговая сеть «Магнит» страдает после ухода из бизнеса ее основателя и генерального директора Сергея Галицкого в 2018 году. Новым собственником компании стал банк ВТБ, который пытается выжимать из «Магнита» дивиденды, превышающие чистую прибыль. В самой ретейлерской сети наблюдается чехарда с топ-менеджерами.

Присутствуют в «Магните» и внутренние проблемы. Бывший генеральный директор Ольга Наумова отмечала, что серьезным провалом был отказ от переформатирования системы управления торговой сетью по мере ее роста. «Магнит» в силу своих масштабов давно должен был нацелиться на создание на местах сети профессиональных менеджеров, которым можно было бы делегировать часть полномочий, однако этого не произошло.

В результате новые магазины «Магнита» всё чаще выглядят как старые «Пятёрочки». И крайне сомнительно, что косметические меры типа появления зон с автоматами для разлива кофе исправят положение. Подобная ситуация естественным образом приводит к конфликтам — профсоюзная организация жалуется на произвол и нарушение прав трудящихся, подчеркивая, что «в период управления компанией Сергеем Галицким такого не было».

«Вертолеты России», АО

Вертолеты РоссииВертолеты России. Фото: ТАСС

Год за годом основной вертолетостроительный холдинг России «Вертолеты России», занимающий 90 % российского рынка и 10 % мирового, испытывает сложности. В 2018 году так и не взлетели сверхскоростные машины Ми-Х1 и Ка-92, хотя по плану должны были состояться испытательные полеты. Выручка компании сократилась с 288 до 188 млрд руб. По показателю EBITDA (объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) «Вертолеты» упали с 50 до 38 млрд руб. И нет оснований полагать, что пока не опубликованные данные за 2019 год будут более оптимистичны.

Глава корпорации Андрей Богинский отмечает, что «внутри холдинга российские производители вертолетов не конкурируют друг с другом, поэтому за последние 5 лет стоимость транспортного вертолета выросла с 300 до 500 млн руб. Это неподъемная цена для эксплуатантов, заказчики которых требуют сдерживания тарифа на час полета».

В итоге российские гражданские вертолеты становятся слишком дорогими, за рубежом их не пускают на рынки конкуренты, к тому же уменьшаются объемы военного госзаказа, связанного с завершением программы перевооружения. Прекращение в 2020 году программы развития санитарной авиации также сокращает количество заказов.

Среди последних неудач «Вертолетов России» — провал переговоров о поставках вертолетов Ми-171 и Ми-172 Индии и Индонезии на аэрокосмической выставке Dubai Airshow 2019. Не слишком радует и грядущее соглашение с Китаем о совместном производстве тяжелого вертолета AHL — его двигатель планируется выпускать на запорожском заводе «Мотор Сич».

Теперь ставка делается на слияние конструкторских бюро Миля и Камова в единый Национальный центр вертолетостроения, но польза от такого решения сомнительна. Распространено мнение, что слияние приведет к фактическому уничтожению КБ Камова и его вертолетной школы, после чего сошедшая на нет конкуренция между российскими производителями исчезнет и на уровне конструкторов, а образовавшаяся монополия начнет неотвратимо хиреть.

«Ашан» (Auchan Holding)

АшанАшан. Фото: ТАСС

Плохи дела у торговой сети «Ашан». В мае 2019 года в арбитражный суд были направлены иски от арендодателей сначала в Самаре, а затем и в столице. Так, московский столичный торговый центр «Авиапарк» подал иск на 110 млн руб. за неуплату аренды: «Ашан», занимающий там почти 18,5 тыс. м2 площади, не платит по счетам.

Эксперты говорят, что бизнес-модель, выбранная французскими собственниками, является ошибочной. Сейчас наиболее перспективными являются небольшие магазины у дома, а не крупные гипермаркеты. Сказывается и консерватизм руководства в кадровой политике. Тут нельзя сделать карьеру без французского языка, в результате чего российские менеджеры высокого уровня обходят его стороной, а французские не слишком разбираются в нашей специфике.

«Ашан» лихорадит уже пять лет. Он плохо перенес санкции, наложенные на Россию после присоединения Крыма, и выпал из топ-15 российских торговых сетей. По состоянию на 2019 год «Ашан» — это высокие цены, скудный ассортимент, провал системы онлайн-заказов, а также управляющие компанией — «страх, слезы и высокомерие», Именно так сообщается в открытом письме работников, опубликованном на сайте «Спасите "Ашан" — Россия».

«Пивоваренная компания "Балтика"», ООО

БалтикаБалтика. Фото: ТАСС

У петербургской пивоваренной компании «Балтика», купленной датским концерном Carlsberg, давно черная полоса. С ностальгией вспоминают там начало «нулевых», когда подростки, посещая питерские пивные фестивали на Дворцовой площади, упивались в хлам. Часть товара шла на бесплатное угощение, но последующий рост продаж с лихвой компенсировал убытки.

Те золотые времена давно прошли. Сейчас правительство борется с излишним употреблением пива. Одновременно меняются потребительские предпочтения молодежи и среднего возраста. Бюджетный вариант пенного напитка становится все менее привлекательным спутником хорошего отдыха.

Результат налицо. Еще в 2014 году закрыто два российских завода «Балтики» из десяти — в Челябинске и Красноярске, а в 2015-м сократилась численность персонала на петербургском заводе. Оставаясь лидером по производству пива в России, «Балтика» в 2018 году получила 78 млрд руб. против 91 млрд руб. в 2016 году в качестве выручки. Прибыль также куда ниже, чем в 2017-м, и пока вектор неизменен.

«Вымпел-Коммуникации», ПАО

Вымпелком, БилайнВымпелком. Фото: ТАСС

Все не очень гладко у компании «ВымпелКом», известной по бренду «Билайн». Количество абонентов мобильной связи «Билайна» во втором квартале 2019 года составило 54,3 млн клиентов, что на 3,7 % ниже показателей за аналогичный период прошлого года.

В «ВымпелКоме» неудачи объясняют возрастающей конкуренцией, что, видимо, является справедливым аргументом, однако конспирологи фокусируются на владельце — Дмитрии Зимине, основателе фонда «Династия». Фонд, финансирующий образовательные проекты, был признан в 2015 году иностранным агентом. Неудовольствие властей вызвала поддержка «Династией» оппозиционных политиков, включая Алексея Навального, а также либеральных СМИ. Зимин покинул Россию, затем вернулся, но от политики отошел.

Неоднозначную репутацию имеет компания Зимина и на международной арене. В конце ноября 2019 года норвежская телекоммуникационная компания Telenor объявила о продаже последней части своего пакета в компании Veon, которой принадлежит «ВымпелКом». По информации сайта биржи Осло, Telenor продала весь свой пакет акций за 362 млн $. Решение компания объясняла тем, что VimpelCom («ВымпелКом») — «сложный актив». Скандинавов можно понять: «ВымпелКом» и Veon в 2016 году засветились в крупном международном коррупционном скандале — выяснилось, что для выхода на рынок Узбекистана они выплатили 795 млн $ в качестве взяток руководству страны.

«Группа Ростсельмаш» или «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ООО

РостсельмашРостсельмаш. Фото: РИА Новости

В июле текущего года крупнейший российский производитель сельскохозяйственной техники, комбайновый завод «Ростсельмаш», на два месяца приостановил производство, а затем перешел в режим трехдневной рабочей недели. На эту меру пришлось пойти в связи с решением правительства России свернуть прежний механизм льготного приобретения сельхозтехники с предоставлением бюджетной субсидии. По сути, власти начали сворачивать господдержку в рамках импортозамещения в сельском хозяйстве.

Совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин известен также как неудачливый лидер партии Дела (единственный результат за семь лет существования — пара региональных депутатов) и соорганизатор Московского экономического форума (МЭФ), так и не вышедшего из тени Санкт-Петербургского. Недавний отказ правительства от господдержки производства комбайнов господин Бабкин называет «смутным временем для российского сельхозмашиностроения», повергшим отрасль в состояние шока.

Гендиректор предприятия Валерий Мальцев заявлял, что компания планирует получить по итогам 2019 года выручку в размере 40 млрд руб., что соответствует итогам предыдущего года. В 2018 году выручка предприятия по РСБУ снизилась на 2,7 % по сравнению с предыдущим годом, до 39,7 млрд руб. Чистая прибыль в 2018 году составила 4,7 млрд руб., что в 2,7 раза меньше, чем в 2017 году.

Ожидаемый объем производства в 2019 году в стоимостном выражении составит порядка 37 млрд руб. По словам Мальцева, объем экспорта в текущем году также сохранится на уровне прошлого года, хотя прежде планировался рост на 1–2 %.

«КамАЗ», ПАО

КамазКамАЗ

В 2019 году продолжились скверные времена у КамАЗа. Как и большинство автомобилестроительных заводов, доставшихся России в наследство от СССР, он имеет проблемы с рынком сбыта. О неудачах КамАЗа свидетельствуют его финансовые показатели: так, в 2018 году, согласно рейтингу РБК, прибыль упала на 2 млрд руб., составив 1 млрд руб., а в 2019-м компания просто стала убыточной — за первые шесть месяцев получили 3 млрд чистого убытка. В компании объясняют это непростой ситуацией на российском рынке тяжелых грузовиков и ростом «финансовой нагрузки в условиях реализации крупных инвестиционных проектов».

Среди проблем, которые год за годом обваливают экономические результаты предприятия, эксперты отмечают отсутствие шагов по обновлению парка автомобилей крупных российских строительных и транспортных компаний, которые предпочитают пользоваться уже имеющейся грузовой техникой, а не приобретать новую. Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин в декабре подтвердил убытки и заявил, что компания «умышленно притормаживала активность» во втором полугодии, чтобы более мощно заявить о себе в 2020 году, в том числе путем запуска нового поколения автомобилей К5, однако эти слова выглядят не очень убедительными.

На данный момент КамАЗ является очевидным аутсайдером не только по объемам проданных грузовиков, но и как работодатель. Эксперты «ФедералПресс» провели анализ зарплат на заводе и выяснили, что оплата труда на нем более чем скромная: оператору электронно-вычислительных машин предлагается 15–18 тыс. руб. в месяц, маляру — 25–35, машинисту крана — до 40, сварщику — 25–28.