Неведома зверушка?

28.08.200000:00

Страсти по Chrysler PT Cruiser, бушевавшие во второй половине лета (машина была представлена журналистам в начале июля) на страницах автомобильной прессы, постепенно улеглись. Однако его причудливый силуэт, мелькающий в транспортном потоке, до сих пор повергает окружающих в неподдельное изумление. Одни принимают PT Cruiser за тщательно отреставрированное авто полувековой давности. Другие, напротив, видят в нем гостя из будущего - этакое средство передвижения космических пришельцев. Классифицировать PT Cruiser по типу кузова затрудняются даже специалисты: автомобиль в равной степени напоминает и минивэн, и универсал, и хэтчбек. Создатели же машины не без гордости заявляют, что отнести ее к какому-либо определенному классу просто невозможно, поскольку PT Cruiser является именно тем, что хочет получить от него владелец. Проверить это смелое утверждение взялся обозреватель "Колеса" Андрей Цыбульский.

За полгода, прошедших с январского дебюта "товарной" версии PT Cruiser на автосалоне в Детройте, где новинка завоевала титул "Самый главный автомобиль", интерес к машине превзошел самые смелые прогнозы маркетологов. Не успели североамериканские дилеры DaimlerChrysler объявить о начале продаж, как их офисы подверглись настоящей осаде обезумевших поклонников ультрамодной новинки. Сборочная линия в мексиканской Толуоке мощностью 180 тыс. автомобилей в год обеспечена заказами на несколько лет вперед: желание приобрести PT Cruiser уже выразили более 900 тыс. человек, и число их неуклонно растет. В спешном порядке готовится к открытию производство и по другую сторону Атлантики (в австрийском Граце). Судя по первой реакции европейцев, создателям PT Cruiser удалось невероятное: впервые со времен Генри Форда рынок Старого Света встречает американский автомобиль с распростертыми объятиями.

Что же заставляет сотни тысяч человек, избалованных, между прочим, лучшими образцами мирового автомобилестроения, замирать в сладкой истоме или биться в экстазе при одном лишь упоминании о "Пи-Ти Крузере"? В чем причина невиданной популярности автомобиля, в считанные месяцы ставшего предметом почти религиозного поклонения?

Первое, что приходит на ум, - экстравагантная внешность. Да, в фантазии и искусстве составления стилистических коктейлей дизайнерам концерна не откажешь! Лишний раз подтверждая избитую истину, что все новое - это хорошо забытое старое, PT Cruiser являет гремучую смесь ностальгического ретро и разгульного футуризма. Можно до хрипоты спорить о правомерности подобных стилистических решений, можно считать этот автомобиль воплощением совершенной красоты или абсолютного уродства, но равнодушным к нему остаться нельзя. Чего, собственно, и добивались его создатели. Впрочем, довольно ходить вокруг да около! В отличие от досужих зевак, обреченных на восхищенное цоканье языком и рискующих свернуть себе шеи, глядя вслед удаляющемуся "Пи-Ти Крузеру", мне суждено попробовать его в деле. Легкий нажим на кнопку роскошной хромированной ручки - и водительская дверь широко распахивается, приглашая занять место за рулем. Без намека на неудобство вхожу (да-да - именно "вхожу", а не "проникаю" или "забираюсь") внутрь. Надо сказать, что посадка в просторный пятиместный салон "Пи-Ти Крузера" оказывается одинаково комфортной для людей практически любого роста и комплекции. Все двери открываются почти на прямой угол, проемы широки, подножки (какой же "ретро-кар" без подножек?!) удобны, а притолоки высоки. Вообще в части свободного пространства над головой PT Cruiser уступит разве что лондонскому такси-кэбу, куда джентльмен по традиции должен помещаться, не снимая цилиндра.

Усевшись за элегантный четырехспицевый руль с круглой сердцевиной (опять же дань ретро - правда, не без реверанса в сторону современных технологий: под крылатой "крайслеровской" эмблемой скрывается не только клаксон, но и подушка безопасности), пытаюсь устроиться на водительском месте. Так... под сиденьем - большая скоба, потянув за которую можно двигать кресло вперед-назад. Слева нащупываю рычаг, управляющий положением спинки. Неужели все? Нет, вопиющего перекоса в сторону сакраментального ретро разработчикам избежать удалось. В дополнение к "грубым" механическим регулировкам водительское сиденье "Пи-Ти Крузера" имеет и "тонкую" - электрическую. Неприметная кнопка, позволяющая перемещать кресло вверх-вниз по диагонали, нашлась-таки слева, рядом с упомянутым рычагом. Негусто, конечно, но обойдусь без лишних придирок. В конце концов, я не в лимузине. И, забегая вперед, заверяю, что сиденья здесь позволяют водителю выдержать сколь угодно долгое путешествие.

Устроился. Осваиваю "торпедо". Белые аналоговые циферблаты, глубоко вдавленные в три цилиндрические ниши на приборном щитке, и повторяющая его по цвету и форме стильная металлическая крышка как бы "бардачка" - тоже из разряда приветов из прошлого. Впрочем, сам вещевой ящик располагается ниже. А элегантная ярко-красная "крышка" на поверку оказывается пластиковой панелью. Под ней скрыта еще одна подушка безопасности - для пассажира. Кстати, от боковых ударов водителя и переднего пассажира защищают еще и подушки, скрытые в спинках сидений.

На центральной консоли - все традиционно: пульт управления кондиционером, штатная магнитола. Оживляют картину лишь кнопки стеклоподъемников, удачно вписанные между круглыми дефлекторами отопителя, да розетка на 12 V. Судя по нише, укромно расположенной прямо под ней, розетка предназначена для подключения мобильного телефона.

Перед рычагом селектора автоматической коробки передач - подстаканники, в одном из которых помещается круглая пепельница с откидывающейся крышкой. Пользоваться ею очень неудобно. Да и опасно: сосредоточившись на непростой задаче - попасть в маленький стаканчик, полностью утрачиваешь контроль над дорогой.

Продолжая изучение салона, оглядываюсь на задние сиденья. "По паспорту" здесь должны свободно разместиться три человека. В реальности место для ног центрального пассажира несколько ограничено выступающей консолью, на которой помещаются непременные подстаканники и пульт управления стеклоподъемниками задних дверей.

При желании комфортабельный PT Cruiser быстро и непринужденно превращается из легкового автомобиля в грузовой. В рекламном буклете салону-трансформеру посвящено аж несколько страниц. Во-первых, снимается багажная полка. Причем в отличие от обладателя, скажем, тольяттинской "Самары" владельцу "Пи-Ти Крузера" не придется ломать голову над тем, куда эту полку пристроить (помимо стандартного она может закрепляться еще в четырех положениях). Во-вторых, спинки всех пассажирских сидений опрокидываются вперед, значительно увеличивая и без того довольно вместительный багажный отсек. Однако пересказ инструкции по эксплуатации был бы совершенно неоправдан, не приготовь конструкторы еще один приятный сюрприз. Сложенное заднее сиденье сильно напоминает чемодан, снабженный колесиками и удобной ручкой, ухватившись за которую его можно извлечь из салона и откатить в гараж. Благодаря этому удачному технологическому решению багажом можно забить почти весь салон, а его объем - 3,4 кубометра!

Однако пора бы и посмотреть, как эта штука ездит. Плавно трогаюсь, постепенно добавляя газ. Электроника мягко переключает передачи, двигателя почти не слышно. Но, честно говоря, разгонная динамика не впечатляет. Меняю манеру езды, стартуя с перекрестка резким нажатием педали. На "шоковую терапию" PT Cruiser отреагировал пугающим ревом двигателя, а стрелка тахометра устремилась в красную зону. Темп набора скорости и впрямь несколько увеличился, но революционных изменений не произошло: разгон "до сотни" остается уныло долгим. Ох, недаром в соответствующей графе данных производителя стоит выразительный прочерк!

Окончательно расстроила максимальная скорость. Разогнавшись на загородной трассе до 165 - 170 км/ч, я тупо вдавливал педаль в пол, отказываясь понять (а затем и поверить), что для автомобиля с агрессивной внешностью "хот-рода" и спидометром, проградуированным до 240 км/ч, это предел. Поразмыслив, отношу столь вопиющее несоответствие формы и содержания на счет двухлитрового 140-сильного двигателя, "позаимствованного" у куда более легкого Chrysler Neon. Видимо, для автомобиля полной массой в 1805 кг он слабоват. А ленивую динамику спишем на особенности автоматической коробки передач.

Зато в части управляемости и предсказуемости поведения PT Cruiser на высоте. Благодаря удачной конструкции подвески машина не только прекрасно держит дорогу на прямой и проявляет похвальную устойчивость в поворотах, но и (что ничуть не менее важно) примиряет с отвратительным качеством наших дорог. "Пробить" подвеску на типичных городских препятствиях вроде трамвайных путей или "окон" в асфальте, которые так любят прорубать ремонтники, практически невозможно. А мелких погрешностей дорожного покрытия и вовсе не замечаешь. Лоялен PT Cruiser и к средней разбитости грунтовке с неглубокой (дорожный просвет-то всего 140 мм) колеей.

Нет нареканий и с точки зрения акустического комфорта. Тишину в салоне не нарушают ни шелест шин, ни свист ветра. Да и двигатель становится слышно лишь при описанном фокусе с резким понижением передач.

В общем, несмотря на характер, оказавшийся на поверку неожиданно мирным, отворачиваться от PT Cruiser, право, не стоит. Только надо немного подождать: к концу года в Европе появится версия с более мощным (2,4-литровым 150-сильным) мотором. Или просто выбрать автомобиль с пятиступенчатой механической коробкой.

А то, может, и Бог с ней - со скоростью. Известно же: тише едешь - дальше будешь...