Невыгодная «Дружба»

15.10.200100:00

Три миллиарда долларов – именно столько за десять лет потеряли российские нефтяные компании при поставках сырья по нефтепроводу «Дружба» в центральную и восточную Германию. По крайней мере, таковы выводы расследования, которое провела компания «Андерсен консалтинг» по заказу Crown Resources AG (нефтетрейдер, входящий в состав «Альфа-групп»). Из результатов расследования следует, что россияне теряют примерно по $2 на каждом барреле сырой нефти, так как покупатели вступили в картельный сговор между собой и договорились с компаниями-координаторами экспорта диктовать продавцам заниженные цены.

 

До последнего времени российские нефтяники сносили «ценовые унижения» молча. Видимо, сказывалась сила привычки – система монопольного диктата цен начала действовать еще во времена СССР, когда поставки в Восточную Германию монопольно координировала госкомпания «НАФТА-Москва». Потом в России прошла приватизация, и право на координацию перешло к зарегистрированной в Германии компании Rusoil. В состав учредителей Rusoil входит уже не только «НАФТА-Москва», но и некие частные лица. В 1999 году основной бизнес по координации российского экспорта перешел от Rusoil к еще одной, уже полностью частной компании Sunimex, тоже зарегистрированной на территории ФРГ.

Пока в России шла приватизация координаторов, в Германии перешли в частную собственность нефтеперерабатывающие заводы, получающие сырье по нефтепроводу «Дружба». Несмотря на то что оба немецких НПЗ на востоке Германии – Leuna и Schwedt – строились с участием СССР, Россия не получила своей доли в уставном капитале предприятий. Совладельцем Leuna чуть было не стал «Сургутнефтегаз», но российское правительство не дало нефтяной компании гарантий для поставок нефти под участие в проекте. В итоге нефтеперерабатывающий завод Leuna был достроен французской Elf. Теперь французско-германская TotalFinaElf и является хозяином НПЗ. Второй завод – Shwedt – принадлежит все той же TotalFinaElf, а также немецким компаниям RWE-DEA и Veba Oil.

 

Похищение в Европе

Судя по всему, эти компании – владельцы заводов и договорились с координаторами экспорта по «Дружбе» выставлять российским покупателям единую заниженную цену. По данным «Ко», помимо Leuna и Schwedt к картелю присоединился и расположенный в центральной Германии НПЗ Ruhroil, который наполовину контролируется все той же Veba Oil. Другая половина акций завода принадлежит венесуэльской PDVSA, но эта компания в сговоре не участвует, потому что курирует морские поставки нефти. А закупками сырья по «Дружбе» ведает Veba Oil. Можно предположить, что непосредственно в сговоре участвуют две «ступени» – компании-координаторы и представители торговых домов, аффилированных с владельцами НПЗ. «Похищенные» у российских продавцов $2 с барреля, по предположениям аналитиков, могут «распиливаться» примерно так: около 40 центов остается у координатора, а основная прибыль оседает на счетах торговых домов. Если учесть, что ежегодный объем поставок в Германию по «Дружбе» составляет 20 млн тонн, то получаются немаленькие суммы. Не на эти ли деньги проведена крайне дорогостоящая модернизация Schwedt и Leuna?

Российских производителей, экспортирующих нефть по «Дружбе», всего 15, но основные объемы приходятся на «Сургутнефтегаз», ТНК и ЮКОС. Наверное, все компании догадывались, что могли бы продавать нефть в Германию и подороже, но ничего для этого не предпринимали. Возможно, российские нефтяники боятся, что по результатам расследования сами окажутся в роли пострадавших – по российскому законодательству они могут быть оштрафованы за недополучение валютной выручки. «Альфа-групп» ввязалась в борьбу с картелем практически случайно. В прошлом году Crown Resources заметила, что на немецком направлении ее трейдеры заключают сделки по более низким, нежели в других регионах, ценам. У руководства компании появились подозрения, что трейдеры вступили в сговор с покупателями, в результате чего Crown Resources потеряла $5 млн, а торговцы получили незаконные комиссионные, очень похожие на «откат».

Тогда было решено продолжить расследование уже в отношении самих покупателей. Так и были выявлены огромные потери. Причем круговая порука картеля оказалась практически непробиваемой. Например, если продавец российской нефти пробует заключить контракт с торговыми домами НПЗ напрямую, надеясь, что так ему удастся продать сырье по выгодной цене, то трейдеры заводов-переработчиков возвращают контракт обратно координатору. И цена покупки остается прежней.

 

Что немцу карачун…

Интересно, как будет реагировать на страшную находку «Андерсен консалтинг» российское правительство? Теоретически оно может волевым решением заменить координаторов германского направления на подконтрольные государству компании. Однако не исключено, что рано или поздно нового координатора тоже «разъест коррупция». Еще один вариант защиты от ценовых манипуляций – создание торговой площадки, на которой цена нефти в трубопроводе будет определяться рынком. Например, та же Crown предложила установить определенную Минэнерго минимальную цену барреля нефти, причем не на основе цены нефти сорта Brent со скидками, а на основе цены российской марки Urals. По мнению аналитиков компании, манипуляции с ценами на нефть сейчас зачастую происходят из-за того, что ее средняя стоимость определяется по сумме спотовых сделок, а не исходя из реальной рыночной цены.

Определенные действия по поводу «Дружбы» уже предпринимает Министерство энергетики. Не столь давно министерство совместно с ЦДУ «Транснефти» провело собственное внутреннее расследование. Факт картельного соглашения подтвердился, но из-за особенностей внутрироссийского учета экспортных поставок величина занижения цены оказалась не $2 на баррель, а $0,8.

В Германии же местную прессу более всего интересует политический аспект проблемы с «Дружбой». Немецкие газеты неоднократно намекали на то, что часть сверхприбыли, полученной Total за счет российских нефтяников, уходила на финансирование партии Гельмута Коля – Христианско-демократического союза. Когда у власти в Германии стоял блок ХДС/ХСС, политикам было выгодно сохранять дополнительный финансовый источник. Говорят, в 1998 году какая-то из компаний предложила лишить координаторов «Дружбы» монопольной власти над российскими поставщиками, соединив восточногерманские НПЗ трубой с портом в Ростоке. Но не без усилий ХДС проект был закрыт. Судя по всему, нынешняя правящая партия Германии – СДПГ пока не обращала пристального внимания на «Дружбу». Но в 2002 году в ФРГ состоятся новые выборы. Не исключено, что Герхарду Шредеру окажется выгодно помочь российским компаниям избавиться от картеля и заодно лишить своих политических конкурентов серьезной финансовой подпитки. Кстати говоря, обвинить СДПГ в том, что она помогает России в ущерб бюджету собственной страны, довольно трудно. Все равно «навар» участников картеля в госказну не попадал – он аккумулировался на счетах торговых домов, которые зарегистрированы в офф-шорной зоне. Однако российский МИД может опасаться того, что немцы выдвинут встречное обвинение в монопольном манипулировании ценами против «Газпрома», поставляющего в Германию газ. Тем не менее вероятность изменения системы координации поставок экспорта по нефтепроводу «Дружба» гораздо выше, нежели вероятность возврата в Россию $3 млрд, уже потерянных из-за занижения цен. В этом случае Россия может попробовать договориться о списании этих денег в счет погашения государственного долга перед Германией.