Top.Mail.Ru
архив

Незавизированные туристы

Иностранные туристы рвутся в Россию. Однако власти делают все, чтобы осложнить бизнес отечественных туристических компаний, принимающих гостей. Кроме традиционных проблем с визами иностранцам теперь все чаще приходится прорываться через бюрократические преграды в известные музеи.

 

В 1998 году на просторах России побывало 15,8 млн иностранных гостей, в 1999-м – 18,5 млн, в 2000-м – 21 млн, в прошлом году нашу страну посетили свыше 23 млн туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Лидерами по посещаемости остаются Москва, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца». По предварительным подсчетам, в 2002 году московскими красотами любовались свыше 2 млн человек. По количеству посетивших российскую столицу лидируют Германия и США, далее следуют Италия, Франция, Япония, Великобритания, Южная Корея, Испания. При этом туристическая география постоянно расширяется. По словам генерального директора фирмы «Тари-тур» Марины Левченко, в мае 2002 года начался настоящий «китайский бум». Как известно, в этом году правительство Китая рекомендовало Россию для туристических поездок, и дисциплинированные китайцы восприняли это как руководство к действию. «Мы полагали, что после событий 11 сентября поток вряд ли увеличится, и надеялись, что он хотя бы останется на уровне прошлого года. Но уже в мае в Питере не хватало гостиниц. За последние девять лет я такого ажиотажа не помню», – говорит Левченко. По словам председателя комитета по туризму правительства Москвы Григория Антюфеева, иностранные туристы, приезжающие в Москву, тратят здесь в среднем около $1000. «На каждый доллар, вложенный в туристическую отрасль столицы, приходится 49 долларов дохода», – отметил Антюфеев.

Однако с той поры как началось небывалое нашествие иностранцев в Россию, в туристической инфраструктуре мало что изменилось. Иногда складывается впечатление, что иностранцев здесь попросту не ждут. В высокий сезон по-прежнему не хватает мест в гостиницах, а в межсезонье невозможно быстро оформить визы и даже… попасть на экскурсию в Кремль или Эрмитаж.

 

Незваный гость не лучше и не хуже

Проблема российского «гостеприимства» с точки зрения визовых и пограничных формальностей затрагивалась уже не раз, но с повестки дня этот вопрос пока не сходит. И сойдет, судя по всему, не скоро. Как правило, ключевыми словами, которые произносят иностранные гости в контексте организации приема в нашей стране, становятся «визы», «пограничники» и «аэропорт». Массу проблем для турбизнеса принесла передача полномочий по оформлению приглашений на въезд иностранных граждан в Россию из МИДа в МВД. Если в МИДе эта процедура занимала в среднем два дня, то в УВИРе – две недели.

Как заявил в интервью RATA-news Сергей Канаев, глава российского представительства департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая, нововведения МВД вряд ли будут способствовать притоку туристов и особенно бизнесменов в Россию. Дело в том, что после передачи функций по оформлению приглашений из МИДа в МВД изменились требования к заполняемым документам. Теперь приглашающая организация помимо обычных реквизитов (адрес, ИНН, номер банковского счета и т.д.) должна сообщить о себе следующую информацию (цитируется по образцу письма для оформления бизнес-визы): «Подробно род деятельности», «с какими фирмами сотрудничает на российском рынке (подробно)». Представьте, каково было заполнять последний пункт, например, любому национальному туристическому офису, сотрудничающему в России с сотнями турфирм.

Но и это еще не все. Вот, например, какую информацию следует представить о въезжающем лице (цитируется по тому же образцу письма): «Подробно, в какие города поедет, с кем и по каким вопросам будет встречаться; если приглашение на многократную визу, то подробно, в какие сроки, с кем и по каким вопросам будет встречаться (тип бизнес-плана)». Ознакомившись с подобными требованиями, можно найти немало поводов для иронии, если бы это не было так грустно. Во всяком случае, по словам Сергея Канаева, некоторые представители туристической индустрии Дубая уже отказались от оформления визы и поездки в Россию.

По словам Марины Левченко, представителю итальянской туроператорской компании, приезжавшему на подписание контракта, надо было задержаться на два дня. «Но мы так и не смогли попасть на прием в консульство, и итальянцу пришлось уехать обратно», – говорит Левченко. В еще более трудную ситуацию попали туроператоры из Китая – представители шиньянской туристической компании «Чжао Шан», отправившиеся на выставку «Байкалтур-2003». Оформление российских виз в консульстве в Пекине прошло довольно гладко. Однако пограничники на паспортном контроле в Иркутске обнаружили, что визы оформлены неправильно, и собрались депортировать китайских гостей. Депортация не состоялась только потому, что отправлять китайцев было не на чем: ближайший рейс из Иркутска в Шиньян выполнялся только через три дня. Так что на «Байкалтуре» туроператоры из Китая все же работали, но можете себе представить, что им пришлось пережить в Иркутском аэропорту.

 

От Эрмитажа до Кремля

Иностранные гости, испытавшие на себе все прелести российского гостеприимства, предпочитают привычные тропы – такие, как Москва, Петербург, «Золотое кольцо», и категорически отказываются менять свой маршрут. Их можно понять. Каждый российский город настолько своеобразен, что невозможно предугадать все потенциальные проблемы. Однако и на привычных тропах зачастую возникают огромные заторы. Недавно иностранные гости стали заложниками нововведений в работе Кремля с турфирмами. Скандал разразился еще в первых числах января, когда 18 туристских групп, больше часа простояв на лютом морозе у стен Кремля, так и не смогли попасть внутрь. Новая схема работы с турбизнесом, на которой настаивает Московский Кремль, такова. Турфирма, имеющая договор с музеем-заповедником «Московский Кремль», не менее чем за месяц до его посещения очередной группой, обязана передать в музей по факсу сведения о туристах: страна, количество человек, дата и время визита. Для того чтобы в назначенный день провести туристов, сопровождающий гид получает в турфирме доверенность, которую предъявляет в кассе музея. Кассир сверяется с данными компьютера, выписывает общий билет, накладную в трех экземплярах – и группа в музее. На первый взгляд все просто и быстро. На самом же деле проблем при такой системе возникает столько, что легче забыть о посещении Кремля, чем попасть туда. Во-первых, договорная кампания с турфирмами началась только во второй половине декабря. И многие компании не были поставлены в известность о нововведениях и новых технологиях в Кремле на 2003 год. Почему-то в договоре никак не прописаны не только сроки, но и сама возможность внесения изменений по количественному составу группы, по дате и времени посещения. Если обнаруживается любое расхождение в сведениях (еще раз подчеркнем: месячной давности), то начинается беготня, выяснение отношений между гидом, кассиром, экскурсионным бюро и руководством турфирмы. Все это время группа иностранных гостей топчется у дверей музея.

Руководители принимающих компаний искренне не понимают, почему нельзя сохранить систему, по которой работают все остальные музеи Москвы. Все, как говорится, по факту: выписывается ваучер, турфирма ставит на нем печать, гид на месте определяется с количеством туристов в группе, вносит эту цифру в ваучер, предъявляет все бумаги на входе в Кремль, и гости спокойно отправляются осматривать экспозицию. Происходящее в Кремле выглядит особенно странно на фоне недавних событий в северной столице. Дело в том, что подобная схема впервые была апробирована на Эрмитаже. Однако после нескольких месяцев скандалов и неразберихи в одном из самых популярных музеев мира сочли благоразумным отказаться от этой схемы.

Кстати, проблемы с визами и с музеями уже обернулись большими неприятностями для российских туристических компаний. «На фоне общего мирового кризиса туризма нам надо открывать свою страну для иностранцев. А у нас получается наоборот», – говорит представитель крупного туроператора. «В России в отличие от западных стран не проводятся соответствующие маркетинговые исследования, никто не пытается просчитать рынок, спрогнозировать въездной поток. Принимающие фирмы работают почти наобум, а это не прибавляет очков российской индустрии гостеприимства», – говорит генеральный директор компании «ВИТ-Информ» Алексей Жегалов. На этом фоне заявления московских и федеральных властей, на словах ратующих за привлечение иностранных туристов, все чаще вызывают недобрую усмешку иностранных гостей.

Еще по теме