NFT-токены: что это такое, и почему люди их покупают
В 2021 году все в один момент заговорили об NFT-токенах. В виде очередного популярного криптоактива стали продавать свои работы художники (Покрас Лампас), музыканты (например, Kings of Leon) — студийные альбомы, а основатель Twitter Крис Дорси даже продал таким образом свой первый твит. Что такое NFT и почему за нечто неосязаемое люди готовы платить миллионы, объясняем простыми словами.
NFT — это аббревиатура, которая расшифровывается как non-fungible token (англ.) или невзаимозаменяемый токен. Это понятие пришло из мира криптовалюты. Токеном называется каждая запись в блокчейне.
В «обычном» — открытом — блокчейне все эти записи равны друг другу и взаимозаменяемы. Технология NFT работает несколько по-другому. Каждый NFT-токен является уникальным, его нельзя ни подделать, ни разделить. Кроме того, эту цифровую «монету» нельзя заменить другой без изменения ценности и самой сущности объекта. По этой причине NFT идеально подходит для закрепления прав на уникальные объекты (например, на произведения искусства).
Понять суть NFT можно на следующем примере. Шоколадный батончик Sniсkers — это взаимозаменяемый объект: содержание сотни батончиков, лежащих на прилавке магазина, идентично, равно как и их дизайн. Однако, если на таком неуникальном предмете оставит автограф музыкант, актер и вообще любая знаменитость, его ценность моментально взлетит, ведь второго точно такого же объекта не существует.
Так как NFT, как и криптовалюта, создается в блокчейне, любой пользователь может узнать всю историю токена, изучить все проведенные с ним операции. При этом в NFT-токен можно превратить что угодно. Им может стать работа художника, музыкальный альбом и даже гифка.
Создать NFT: от первого токена до произведений искусства
Технология NFT еще очень молода — она появилась всего за несколько лет до того, как прогремела на весь мир. Первые эксперименты с ней начались еще в 2013 году. В 2015 году был создан первый полноценный NFT-проект, который показали на первой конференции разработчиков блокчейна Ethereum в Лондоне, а через два года об NFT стали активно узнавать люди.
Первым произведением искусства, которое превратили в NFT-токен, стала работа художника Бэнкси. В цифровую форму перевели трафарет Morons (White), который был создан в 2006 году. Из этого устроили целый перфоманс: владельцы картины создали ее цифровой образ — невзаимозаменяемый токен, а сам оригинал сожгли, транслируя этот процесс в соцсетях. Впоследствии NFT-токен был куплен за 400 тысяч долларов.
На следующий день после сожжения картины Бэнкси американские рокеры из Kings of Leon выпустили свой студийный альбом «When You See Yourself» в виде невзаимозаменяемого токена. В одно из изданий вошли цифровой альбом, его анимированная обложка и винил, а в какое-то — пожизненные места в первом ряду на концерты группы.
Бывшая жена Илона Маска певица Граймс продала свои оцифрованные рисунки. Менее чем за 20 минут NFT-картины принесли ей почти 6 млн долларов.
При этом в NFT не всегда конвертируют искусство в традиционном виде. Например, в таком формате были проданы:
-
гифка Nyan Cat,
-
исходный код интернета,
-
колонка в The New York Times,
-
первая запись на «Википедии».
Стоимость этих лотов варьируется от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов.
Купить NFT: зачем это делать?
Так как каждый NFT-токен уникален, в блокчейн переносятся свойства редкости объекта. Купить NFT-токен — это значит, что человек получает эксклюзивное право на содержащийся в нем контент. Человек, купивший первый твит Дорси, теперь является законным владельцем этого поста, то есть речь идет о некоем цифровом коллекционировании.
Приобретение кем-либо конкретного твита или гифки в виде NFT-токена вовсе не означает, что другие люди больше не смогут их видеть или использовать. Первый твит Дорси по-прежнему можно найти на его странице и переслать своему другу, а альбом Kings of Leon — послушать на стриминговой платформе. Более того, создатели могут по-прежнему сохранять авторские права на эти объекты, как и в случае с физическими произведениями искусства. Однако в общем доступе находятся лишь копии оригинального объекта.
Смысл NFT в том, чтобы дать человеку эксклюзивное право собственности на оригинальный объект. Если сравнить этот мир с миром традиционного искусства, то любой человек может купить репродукцию картины, но оригиналом владеет всегда кто-то один.
Кроме того, покупка NFT — хороший способ поддержать любимого художника, певца или любого другого автора.
Наконец, в будущем этот актив может подорожать, и можно будет выгодно продать NFT другому человеку.
Как купить NFT
Приобрести NFT-токен можно на специальном NFT маркетплейсе.
Для работы с ним понадобится купить криптовалюту Ethereum и положить ее на криптокошелек (подойдет MetaMask). Саму валюту лучше всего купить на верифицированной бирже — например, на Binance или Coinbase.
Ведущие NFT площадки:
-
OpenSea
-
Rarible
-
Nifty Gateway
Есть и другие NFT-платформы, где можно пополнять цифровые коллекции, но указанные три – самые крупные и популярные.
Приступить к шопингу можно после регистрации на NFT-маркетплейсе. Криптоэксперты советуют настраивать двухфакторную авторизацию, чтобы уберечь приобретенные токены от мошенников.
Далее на самой площадке можно будет найти коллекции отдельных художников или выбирать токен по категориям («спорт», «музыка», «искусство») и статусу (новые токены или те, на покупку которых уже выдвинули предложения).
К слову, ознакомиться с предложениями может и просто любопытный пользователь, у которого нет аккаунта на площадке: просмотры NFT бесплатные.
Совершить покупку на площадке несложно. Выбрав токен, нужно лишь нажать «Buy this item» и подтвердить свой заказ в специальном окне. После этого браузерное расширение MetaMask запросит подтвердить покупку, добавив к стоимости токена сумму комиссии. Когда человек одобрит транзакцию, ее добавят в блокчейн, а он станет обладателем NFT.
Будущее NFT-рынка
В этом году рынок NFT развивался крайне динамично. В первом полугодии продажи невзаимозаменяемых токенов достигли 4 миллиардов долларов, а за 2021-й в целом, по данным DappRadar, 22 миллиарда. Для сравнения, за весь 2020 год продажи NFT составили лишь 100 миллионов долларов.
Весь этот год рынок рос по экспоненте. Эксперты связывают это с тем, что из непонятного и доступного лишь опытным криптоинвесторам актива NFT постепенно превратился в модный тренд. Свои силы в выпуске токенов попробовали крупные компании вроде Coca-Cola, Adidas, о них рассуждают знаменитости (например, Киану Ривз). Также интерес к технологии проявляют люксовые бренды, такие как модный дом Gucci, выпустивший виртуальные кроссовки, которые можно использовать в онлайн-играх.
По мнению аналитиков из Morgan Stanley, дальше обстановка будет только накаляться, и к 2030 году рынок NFT от люксовых брендов может достичь 240 миллиардов долларов. Главным драйвером рынка аналитики называют метавселенную, за развитие которой, в частности, взялась Meta (до недавнего времени — Facebook). Также большие надежды они возлагают на новую версию интернета Web 3.0, которая станет миром виртуальных аватаров.
Тем не менее пока рано говорить о рынке NFT как о чем-то стабильном. Например, в мае продажи токенов обвалились на 90% за месяц, а число активных NFT-кошельков — на 70%. Поэтому эксперты призывают оставаться начеку и уж точно не вкладывать в цифровые мемы и другие NFT-картинки свои последние деньги.
«В ближайшие годы ситуация утихнет, и NFT превратится в нечто более похожее на сегодняшний рынок современного искусства, где консенсус в отношении ценности объекта более прочен. Тем не менее, пройдут годы, прежде чем на любом криптовалютном рынке, не говоря уже об NFT, мы увидим то, что на традиционных рынках зовется стабильностью», — предупредил аналитик исследовательской компании GlobalData Джордж Монаган.