Top.Mail.Ru
бизнес

Мамут просит доплатить

Александр Мамут. Фото: ТАСС Александр Мамут. Фото: ТАСС

Юридический спор с элементами силового шоу под рев Facebook ведет Александр Мамут. Объект атаки «Рамблера» — компания Nginx, созданная экс-сотрудником «Рамблера» Игорем Сысоевым. Александр Мамут считает, что у него права на разработанный Игорем Сысоевым веб-сервер (его использует каждая третья интернет-компания в мире, в том числе «Яндекс», Netflix и Dropbox) больше, чем у нынешних владельцев — американских инвесторов. Несколько месяцев назад F5 Networks честно заплатила за Nginx $670 млн. В «Рамблер» оценили ущерб от нарушений прав на интеллектуальную собственность в 51 млн рублей. Фактически, в эту ничтожную сумму оценен и весь российский инвестклимат.

Какое значение этот кейс имеет для отечественного IT-рынка, «Компания» узнала у предпринимателей и венчурных инвесторов, работающих с российскими стартапами.

Александр Чачава, предприниматель, управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital:

— Инвестклимат в России не благоприятен, не только потому что законы несовершенны и не все благополучно с силовиками и судами. По-настоящему бьет под дых каждый случай, при котором частные компании начинают использовать недостатки системы для решения своих бизнес-задач.

Сам фонд LETA Capital стал косвенным участником подобного противостояния. Уже два года длится судебное разбирательство между Mail.ru Group и нашей портфельной компанией Double Data, но там хотя был использован суд для конкурентной борьбы, не следственный комитет или полиция. «Рамблер» же перешел еще одну границу: вместо подачи гражданского иска инициировал уголовное дело. Допустим, у холдинга были бы основания оспаривать авторские права, но даже в том случае метод разрешения спора, выбранный этой компанией, абсолютно неприемлем. С моей точки зрения ущерб репутации компании, HR-бренду, уже превысил любые возможные «коммерческие результаты» этого дела. А если рассмотреть все детали - срок давности, комментарии бывших сотрудников, саму фабулу претензий — то дело принимает какой-то совсем вопиющий оборот.

Константин Синюшин, сооснователь и CEO венчурного фонда the Untitled ventures:

— Силовое давление на бизнес у нас традиционно велико, особенно когда с одной из сторон конфликта выступает структура с административным ресурсом. Застраховаться от этого можно только если заранее перевезти весь бизнес за границу и еще самому здесь не показываться. Трансграничные истории вас ни от чего не застрахуют в случае, когда кто-то вами заинтересуется здесь.

Надо признать откровенно, что мы не обладаем даже малейшим набором фактов относительно данной проблемы, которые сейчас позволяют нам судить, кто прав и кто виноват в данной ситуации. Однако, ссылка на давность лет — несостоятельный аргумент, ибо обычно теленочек начинает интересовать всех лишь тогда, когда он нагулял нужный вес. В этой связи, снова хочу напомнить всем основателям стартапов, что это их обязанность – очищать должным образом любые права на свою интеллектуальную собственность, и этому надо уделять заранее огромное внимание, не жалеть денег на юристов, поскольку в Америке, в случае вашего успеха в бизнесе, вас разденут гораздо быстрее (просто другими способами), и здесь тоже будет совсем не важно, правы или неправы стороны, высказавшие свои претензии.

Я думаю, в мире уже никого не удивит факт переноса в России очередного гражданского дела в уголовную плоскость. Но если ранее американские инвесторы хотели структурировать сделки в Америке и не видели проблемы в существовании русского бэкофиса, то теперь для них возникают дополнительные риски потенциального силового давления.

Иван Дементьев, предприниматель, представитель в России канадского фонда и акселератора YEDI:

— Ситуация закономерная. К ней приводит недальновидность основателей бизнеса и их инвесторов. На лицо классический случай «патентного троллинга» только в российской форме. Случаи с делом Калви, скандалом вокруг banki.ru и Nginx, надеюсь, заставят участников IT-индустрии и не только больше внимания уделять выбору юрисдикции для бизнеса, структурированию и работе только с хорошими юристами.

Для компании последствий я не ожидаю, так как интерес структур Мамута – получение денег от основателей Nginx.

Для страны подобные случаи силового давления на бизнес ведут к одному – иммиграции самых талантливых и конкурентоспособных не только предпринимателей, но и специалистов. Сложно жить под давлением знания о том, что правами в России наделены исключительно люди с властью и деньгами.

Юлия Следзь, основатель и глава консалтингового бюро «СледзЪ»:

— Мы наблюдаем яркий пример конкурентной борьбы с привлечением силовых структур. Не секрет, что подобные методы являются в последнее время одним из активных способов отнять бизнес у владельца.  Безусловно, оценку основаниям возбуждения уголовного дела и действиям силовых структур должен дать суд, но пока будет идти разбирательство, рыночные позиции Nginx могут значительно пошатнуться, и компания потеряет в цене, что, несомненно, на руку Rambler и как они воспользуются этой ситуацией, прогнозировать пока сложно.

Вопрос интеллектуальных прав в России является одной из менее зарегулированных отраслей права, что на фоне существенных налоговых  преференций для ИТ-бизнеса, дает почву для значительного количества злоупотреблений и подобного рода попыток недружественных поглощений. Дескать, ты разрабатывай, а я потом заберу.