Никакой обязаловки: отменят ли в России обязательные банковские резервы

Крупнейший банк страны «Сбер» обратился в ЦБ с предложением о реформе. Он призывает разрешить кредитным организациям не формировать обязательные резервы, последовав в этом смысле примеру других стран. В регуляторе эту идею считают рискованной, говоря, что реформа может привести к трудностям с платежами. А в кризисные времена коммерческие банки в отсутствие резервов могут «посыпаться» один за другим.

Что предлагается?

Свое предложение «Сбер» озвучил в замечаниях к проекту основных направлений денежно-кредитной политики на 2023–2025 годы. Банк предлагает отменить обязательные резервные требования для кредитных организаций (сейчас банки должны постоянно держать на счетах в ЦБ минимальный процент от валютных и рублевых пассивов).

В «Сбере» считают, что в этом смысле России стоит следовать примеру центробанков крупнейших стран. Так, обязательные требования, как отмечают в банке, отменили регуляторы Англии, Австралии, Швеции, Канады, Гонконга и Новой Зеландии.

Российский ЦБ, напротив, планирует последовательно повышать размер обязательных резервов до докризисных показателей. Это, считают в Сбербанке, усугубит проблемы банковской системы. Во-первых, доходы сектора из-за такой политики снизятся, что выльется в более медленные темпы восстановления капитала пострадавших банков. Клиенты же столкнутся с повышением ставок по кредитам, так как часть своих расходов кредитные организации будут вынуждены переложить на них.

Сильнее всего пострадают игроки, которые на фоне санкций обеспечивают внешнеэкономические расчеты РФ, полагают в «Сбере». Они столкнулись с заметным увеличением валютных пассивов из-за перетока денег клиентов. При этом крупнейшие банки, не имея других источников средств для формирования допрезервов, будут вынуждены увеличить свою зависимость от фондирования монетарных властей, приводят замечания «Сбера» «Ведомости».

Что такое обязательные резервы?

Обязательные резервы (ОР) — это деньги, которые банки должны поддерживать на открытых в ЦБ счетах. В России эти средства хранятся в национальной валюте. Центробанки по всему миру используют ОР фактически с момента своего появления. Изначально они были страховкой на случай набега вкладчиков. Сейчас же ЦБ РФ видит в резервах базовый инструмент управления банковской ликвидностью и ставками в сегменте овернайт денежного рынка (депозиты на один рабочий день), говорится на сайте регулятора.

Обязательное резервирование позволяет банкам выполнять обязательства по размещенным депозитам, а также регулирует объем денежной массы, которая находится в обращении. «Когда вы кладете деньги на счет, у банка формируются пассивы, под которые он может кредитовать кого угодно. Например, вы положили в банк 100 рублей, и на эти 100 рублей он уже может выдать кредит», — объяснил в беседе с «Компанией» экономист и финансовый аналитик Михаил Беляев.

По его словам, фонд обязательного резервирования служит не столько страховым фондом, сколько регулятором того, какой может быть кредитная активность банков на рынке. «Допустим, ЦБ нужно сдержать их кредитную активность — тогда он объявляет, что в фонд обязательного резервирования нужно отчислять 20% средств. В таком случае при вложенных в банк 100 рублях кредитовать банк сможет только на 80», — говорит экономист.

Обязательное резервирование — это своего рода возвратный налог, понижающий или повышающий ликвидность банка, добавляет младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. «Во-вторых, таким образом ЦБ управляет привлечением банками ликвидности от контрагентов в различных валютах. Если требования повышаются, привлечение становится менее привлекательным», — отмечает он.

Необходимый уровень средств, которые должны храниться на счетах в ЦБ, задается извне. Например, в марте, вскоре после начала спецоперации на Украине, ЦБ снизил требования к норме отчислений банков в ОР. Впоследствии этот показатель последовательно повышался.

Сейчас банки с универсальной лицензией (имеющие право осуществлять все банковские операции, например, «Сбер») обязаны держать в ЦБ 3% от рублевых пассивов юрлиц-нерезидентов и 5% — от обязательств в валюте. Для рублевых обязательств физлиц норматив составляет 3%, для валютных — 5%. На середину сентября среднедневные остатки банков на корсчетах в ЦБ составляли около 2,5 трлн рублей.

В чем опасность?

Несмотря на доводы Сбербанка, в регуляторе с необходимостью отказа от ОР в России не согласны. Там напомнили, что центробанки Канады, Англии и других государств используют отличающиеся от российской операционные процедуры. Речь идет о системе с ключевой нижней границей или о процентном коридоре с ежедневными аукционами.

Отказаться же от обязательного резервирования Россия не может. «Отказ <…> в действующей операционной процедуре приведет к затруднениям в проведении платежей», — цитируют «Ведомости» представителя Центробанка.

Эту позицию в кулуарах форума Finopolis 10 ноября подтвердила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. «Я не видела пока это предложение, но мы на это не готовы пойти», — цитирует ее «Финмаркет». При этом глава Сбербанка Герман Греф, также участвовавший в форуме, на эту тему не высказывался.

«Я понимаю Центральный банк, потому что он страхуется. В случае кризиса банки при отмене обязательного резервирования “посыпятся”. Резервные отчисления нужны, чтобы в такие времена дать некую соломинку, за которую коммерческие банки могут схватиться», — отмечает экономист, председатель русского экономического общества имени С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов.

Об этом говорится и на сайте ЦБ: «В кризисной ситуации обязательные резервы могут стать действенным и быстрым инструментом Центрального банка по предоставлению ликвидности сразу всем кредитным организациям».

Интересы Сбербанка и других кредитных организаций в данной ситуации понятны. Судя по всему, Сбербанк хочет, чтобы у него и вообще у коммерческих банков было больше свободных средств, чтобы проводить кредитные операции, осуществлять платежи. Словом, зарабатывать деньги», — отмечает Беляев.

Позицию регулятора можно понять и поддержать, однако саму аргументацию Беляев назвал слабой. «Почему-то ЦБ считает, что банкам может не хватить средств на платежи, но это очень гипотетическое предположение, которое можно проверить только опытным путем. К тому же, если у кого-то из банков после отмены требований не хватит средств на выполнение платежей, он всегда сможет прокредитоваться на межбанковском рынке или сократить свою кредитную активность», — добавляет аналитик.

Тем не менее в полную отмену резервных требований для банков аналитики, опрошенные «Компанией», не верят. «Вопрос размера тарифов определяется обстановкой на рынке, и менять их ЦБ, безусловно, будет, но отказываться от этого инструмента — вряд ли. По крайней мере, не в ближайшей перспективе», — заявил Вячеслав Путиловский.

Любой коммерческий банк — это крайне неустойчивая организация, и ЦБ требованием о резервировании «поддерживает их, чтобы они не упали», считает Катасонов. «Можно только изменить нормативы, а отменить их совсем… Если это произойдет, я предлагаю всем срочно забирать все деньги из банков и бежать от них куда подальше», — заключил он.