Nike получила марку Manchester United

14.11.200000:00

АМЕРИКАНСКАЯ компания Nike cтала стратегическим партнером самого богатого футбольного клуба мира британского Manchester United (MU).

Основные условия сделки были объявлены в начале ноября на Лондонской фондовой бирже (LSE), где котируются акции MU. Nike в ближайшие 13 лет выплатит англичанам 302 млн фунтов стерлингов (почти $500 млн), в том числе 133 млн фунтов - не позже 1 августа будущего года. К этому времени футболисты клуба должны будут окончательно перейти на использование амуниции исключительно марки Nike. Но главные заключенные договоренности касались других аспектов сделки.

Фактически американцы получили права на использование марки Manchester United в своих интересах. Теперь именно Nike сможет продавать по всему миру майки, шарфы и прочую атрибутику английской футбольной команды. А MU - без преувеличения самый популярный футбольный клуб на планете.

Эта сделка в перспективе может сильно укрепить позиции Nike в нише футбольной амуниции. Сейчас они не так прочны, как, скажем, на рынке баскетбольной обуви, где уже несколько лет безраздельно властвуют кроссовки марки Nike Air. Поэтому договор с MU так важен для создателя Nike Филипа Найта. Около года назад к футбольному клубу, кстати, присматривался другой мультимиллиардер, Руперт Мердок, но приобрести крупный пакет акций команды ему не удалось.

Прямые конкуренты Nike, и прежде всего Reebok, теперь ищут возможности для ответных действий. Столь крупных соглашений со спортивными клубами никто и никогда еще не заключал. Парадокс в том, что заключить сопоставимую по "пафосу" футбольную сделку достаточно трудно.

MU - самая успешная из футбольных компаний с годовым оборотом в сотни миллионов долларов. До Nike, зарабатывающей в год более 30 млрд, англичанам, конечно, далеко. Но среди футбольных акционерных обществ они еще долго будут оставаться лидерами по капитализации. Клубы из других стран не могут в принципе тягаться финансами с Manchester United, так как в США и Японии футбол малопопулярен, а в остальных государствах слишком слаб фондовый рынок. В самой же Англии Manchester United десятки лет остается самой легендарной и сильной командой. К тому же в середине 90-х MU акционировалась первой и успела снять сливки до того, как конкуренты выставили на открытый рынок свои ценные бумаги.

От одной только сделки с Nike английская футбольная команда получит больше, чем имеет вся российская футбольная высшая лига. Ее условная "капитализация", по неофициальным данным, составляет немногим менее $100 млн. И даже это не заработки, а дотации региональных властей и частных спонсоров. В целом же наш футбол в отличие от британского абсолютно убыточен. Российская футбольная сборная получает за рекламу экипировки Reebok не более $3 млн в год.