Никелевая истерия

 

IPO «Русала» стало последним подарком Кремля Олегу Дерипаске, без участия госструктур размещение вряд ли прошло бы столь удачно. За 10,6% акций «Русал» выручил $2,24 млрд. Крупнейшим покупателем стал ВЭБ, приобретший 3,15% за $663 млн. После IPO котировки резко пошли вниз. Больше поддержки от властей ждать не приходилось, а долг перед кредиторами оценивался в $12,1 млрд. Бизнесмен нес потери и на других фронтах.
Во-первых, Дерипаске пришлось отказаться от контроля над Байкальским ЦБК, во-вторых, «Трансстрой» лишили подряда на строительство грузового порта в Сочи. После того как ФАС признала итоги этого тендера недействительными, по рынку пошли слухи, что бизнесмена «отлучают» от сочинского строительства. Потеря контроля над «Норникелем» стала бы для «Русала» катастрофой, потому он так рьяно взялся отстаивать свои интересы в никелевом гиганте. А конфликт Олега Дерипаски и Владимира Потанина за контроль над этим активом стал самым резонансным событием 2010 г., по версии рейтинга Высшей школы экономики (ВШЭ). Никелевый бизнес не «просел» в кризис, и совладелец «Русала» решил по максимуму заработать. Он требовал $3 млрд дивидендов, или 115% прибыли за 2009 г. «Норникель» не соглашался более чем на $1,325 млрд, или 50% чистой прибыли.
Получив отказ, Дерипаска перешел к более активным действиям. Его кандидатуру выдвинули в совет директоров «Норникеля», и он стал настаивать на выплате промежуточных дивидендов. В конце июня конфликт перешел в открытую войну. По итогам собрания акционеров «Норникеля», представители UC Rusal получили в совете только 3 места из 13 (3 достались менеджменту, 4 – «Интерросу»), что «Русал» не устраивало. Алюминиевый холдинг начал массированную кампанию по переизбранию совета и обвинению менеджмента «Норникеля» в злоупотреблениях. «Именно эти сообщения «Русала» формировали информационное поле вокруг скандала, – отмечается в комментариях представителей ВШЭ к рейтингу. – В «Русале» понимают, что на протяжении последних месяцев они «продают» скандал. Чтобы поддерживать интерес, надо постоянно наращивать интенсивность и градус борьбы». В конце июля Дерипаска заявил о намерении выкупить 25% акций компании. Кроме как провокацией это назвать сложно, все прекрасно понимают – у «Русала» денег нет.
«Интеррос» и «Русал» выступали каждый в своем стиле. Дерипаска делал громкие и ничем не подкрепленные заявления, пытался создать себе репутацию профессионала, а «Интеррос» представлял «Русал» как жадную и неэффективную компанию. «Русалу» так и не удалось сформировать нужный ему состав совета, но его действия были признаны экспертами ВШЭ более активными в информационной борьбе, хотя и не без «истерического» оттенка.