НИКОЛАЙ МОЖИН, 29 ЛЕТ; БОРИС РЕНСКИЙ, 42 ГОДА; МИХАИЛ КОРОБ, 30 ЛЕТ
ОТРАСЛЬ: КОМПЬЮТЕРЫ
КОМПАНИЯ: ГРУППА R&K
ГОД ОСНОВАНИЯ: 1993
ОБОРОТ: $350 МЛН
ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ: 300
Когда Николай Можин, один из партнеров - совладельцев группы, в 1995 году заявил на пресс-конференции о намерении сделать R&K лидером на рынке компьютеров российской сборки, ему верили немногие. Хотя серьезность его намерений никто не оспаривал: R&K была к тому времени уже хорошо известна в узких кругах российских сборщиков как крупнейший импортер компьютерных компонентов, обеспечивавший «сырьем» добрую треть рынка. Однако уже через три года, в мае 1998-го, когда тот же Можин с нескрываемым удовлетворением сообщил, что цель достигнута, это уже ни у кого не вызвало особых сомнений. Группе компаний, созданной тремя партнерами - Борисом Ренским, Михаилом Коробом и Николаем Можиным, удалось пройти путь, на который западным компаниям подобного профиля приходилось тратить годы: из специализированного импортера она превратилась в промышленную компанию, производящую в России качественные компьютеры (а в 1995 году возможность качественной российской сборки вообще подвергалась сомнению), торгующую как собственной, так и западной компьютерной техникой, с развитой ритейловой сетью, многомиллионными оборотами, значительной долей национального рынка. И все это в условиях очень жесткой конкуренции, на свои деньги и не утратив независимости.
Сейчас уже можно сказать, что деятельность R&K и ее конкуренция с «любимым врагом» - компанией «Вист» во многом определила характер развития российского рынка компьютеров. Бесконечные войны за потребителя, постоянное внедрение в производство все новых и новых моделей сделали нормальной ситуацию, при которой в российских офисах стало просто неприлично иметь старый компьютер западного производства. Во многом усилиями владельцев R&K, ведущих бескомпромиссную войну с не менее достойными конкурентами, российская компьютерная индустрия смогла на несколько лет опередить развитие экономики страны.
Все могло сложиться совсем иначе, если бы партнеры не решили, что Михаилу Коробу необходимо уехать в Сингапур для налаживания стабильного импорта компьютерных компонентов в Россию. Все было бы по-другому, не решись компаньоны на открытие торговой сети «Аэртон» - проекта, весьма спорного на начальной стадии реализации. Возможно, R&K не имел бы около 10% рынка, если бы в голову компаньонам не пришла идея создания компьютерных брэндов. Это сейчас каждая крупная компания позиционирует свои компьютеры под определенной торговой маркой, но следует вспомнить, что именно R&K стала первой массированно рекламировать не себя, а свои конкретные брэнды - Wiener и Spring. Этот шаг, как и многие другие действия Ренского, Короба и Можина (переход на промышленную сборку компьютеров на заводе «Квант», заключение дистрибуторских договоров с азиатскими производителями, продолжение импорта комплектующих, поддержка всего рынка через поддержку конкурирующих сборщиков, постоянная политика снижения цен абсолютно на все), оказался верным. В R&K принято реализовывать имеющиеся возможности на все 100% , и это, пожалуй, единственное объяснение взлета компании в последние годы.
Бессмысленно спорить о том, кто после кризиса является лидером российского компьютерного бизнеса. Однако R&K и в посткризисных рейтингах занимает привычную позицию в верхних строчках. К событиям августа, которые еще в июне предсказывал в интервью Ко Николай Можин, группа R&K, судя по всему, готовилась заранее. Видимо, именно осторожность, компетентность и деловая хватка тройки совладельцев позволили им провести компанию по самому краю пропасти осенью 1998 года. Пострадали все, в том числе и R&K. Но компания тем не менее первой вернулась к сборке компьютеров на «Кванте» после вынужденного ухода в октябре, и это означает, что Можин, Ренской и Короб еще не раз удивят деловой мир спорными идеями, которые потом будут казаться очевидными вещами.