Нильский реаниматор

25.03.200200:00

Российские самолеты – отличный товар. Этот тезис пытаются доказать всему миру… египтяне. «Россия является единственной третьей силой, способной изменить расклад на мировом авиарынке. Самолеты Ту-204 готовы к конкуренции с Airbus и Boeing», – заявил в интервью «Ко» глава египетской компании Sirocco Aerospace International Ибрагим Камель. Компания Sirocco обладает эксклюзивными правами на маркетинг Ту-204-120 с английскими моторами Rolls-Royse. Самолеты Ту-204 выпускает СП «Авиастар». Египетская сторона инвестировала в завод $170 млн и планирует направить в Ульяновск еще $280 млн в 2002 – 2003 годах. Взамен глава Sirocco рассчитывает получить 25% акций завода. Хотя прежний инвестор «Авиастара» – холдинг «Новое Содружество» не получил ничего. «Количество акций будет определено до подписания инвестиционного соглашения», – говорит Камель. – Новое соглашение напоминает католический брак, в котором учтена ответственность всех сторон». Кроме того, по инициативе Камеля на «Авиастар» вернулся прежний директор – Виктор Михайлов. Его основная задача – обеспечить в ближайшем будущем выпуск 36 самолетов в год.

Впрочем, планы на ближайшие несколько лет гораздо скромнее: в 2003 – 2004 годах должно быть выпущено 13 новых самолетов. Главной целью Sirocco является проведение международной сертификации Ту-204-120. В 1998 году самолет был сертифицирован Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета в соответствии с новым стандартом АП-25. Этот стандарт сходен с признанными во всем мире стандартами FAR-25 (США) и JAR-25 (Европа). «И в этом плане Sirocco рассчитывает на помощь российского правительства, – говорит Ибрагим Камель. – «Авиастару» от правительства нужны не деньги, а поддержка в получении европейского сертификата». Кстати, получение сертификата повысит стоимость русского товара с египетским промоушном.Не менее важная задача – поиск покупателей на самолеты. Пока продвижение «тушек» идет вполне успешно. Об этом свидетельствует решение китайских авиакомпаний China Southwest и China Northwest приобрести до конца 2003 года пять грузовых самолетов Ту-204-120С. Кроме того, контракт предусматривает опцион на десять самолетов Ту-204-120, который может быть реализован как на грузовые, так и на пассажирские варианты авиалайнера. На решение китайцев повлияла успешная эксплуатация «тушки» в египетских авиакомпаниях Air Cairo и Egypt Air. Кроме того, свою роль сыграла и цена российского самолета: Ту-204 на 40% дешевле аналогичных моделей Boeing и Airbus Industries. Например, цена грузового варианта Ту-204-120 сравнима с ценой отлетавшего 10 – 15 лет Boeing-757. И это при том, что все западные «грузовики» представляют собой машины, переоборудованные из пассажирского лайнера.

Интерес к проекту уже проявляют и европейцы. Сегодня несколько Ту-204-120 выполняют рейсы во все столицы западноевропейских стран, и в реальной эксплуатации самолет показал себя так же хорошо, как Boeing и Airbus. Так, авиакомпания TNT, базирующаяся в Голландии, получила в лизинг два грузовых Ту-204-120, и в случае их успешной эксплуатации планирует заменить ими парк грузовых самолетов Boeing-727. Один лайнер уже совершил рейс до Льежа.

При всем уважении к европейцам основными покупателями новых «Ту» в идеале должны стать российские перевозчики. И здесь у египтянина есть козырная карта – Ту-204 могут спокойно летать в Европу. Они шумят гораздо меньше других самолетов российского производства.