Ночные снайперы
Получив отсрочку по «шумам», альянс туроператоров и чартерных перевозчиков тут же мгновенно увяз в новой проблеме. Невольным инициатором скандала в очередной раз стал аэропорт Шереметьево. В новом летнем расписании чартерам там отвели «задворки». Турфирмам, желающим летать в удобное время суток, придется доплачивать.
Международный аэропорт Шереметьево объявил о новой программе чартерных рейсов на весенне-летний сезон 2002 года. Как сообщил коммерческий директор ОАО «МАШ» Юрий Бирюков, новая программа чартерных рейсов позволит улучшить качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний. При этом г-н Бирюков заметил, что вопрос «острый», признав, что о новом чартерном расписании аэропорт объявляет «с неким опозданием». По словам Бирюкова, цель программы – создание нормальных условий для выполнения регулярных рейсов.
Улучшение качества обслуживания, с точки зрения Шереметьева, состоит в том, что с 15 мая 2002 года будет введен запрет на осуществление чартеров в пики вылета регулярных рейсов – с 8.00 до11.30, а также с 13.30 до18.30. Основное время вылета чартерных рейсов переносится на ночь и раннее утро – 23.30 – 7.30. С того же 15 мая обслуживание чартеров будет относиться к категории дополнительных услуг, за которые аэропорт начнет получать комиссию. Размер комиссии не уточнялся – было лишь сказано, что он зависит от направления и времени вылета. По информации РАТА-news, с 00.00 до 4.00 Шереметьево готово работать вообще без комиссионных. Если авиакомпании захотят получить более удобный слот, то они должны заплатить аэропорту (на время с 8. 00 до 11.30 и с 13.30 до 18.30 чартеры претендовать не смогут вообще). Все чартерные рейсы будут выполняться из Шереметьева-1. Официально деньги планируется взимать за дополнительные услуги.
Деньги на крыло
Предварительные переговоры по новой программе уже проведены с «Аэрофлотом», «Континентальными авиалиниями» и туроператорами «Инна-тур», «Натали турс», «ТЕЗ-тур» и др. По словам заместителя гендиректора компании «Инна-тур» Дмитрия Горина, Шереметьево намерено заключать трехсторонние договоры между турфирмами, перевозчиками и аэропортом.
В контракте также будет оговорено все летнее расписание – от бесплатных ночных рейсов до самых удобных дневных субботних перелетов. По данным «Ко», платное время оценится от $5 до $30 за каждое кресло. Эта схема может принести аэропорту до $30 млн. По словам Бирюкова, сумма сбора будет зависеть от направления, типа самолета, времени вылета и других факторов. В среднем туроператорам, пожелавшим сохранить выгодное расписание, придется доплачивать около $10 за кресло. Учитывая, что в салоне Ил-86 350 кресел, сумма доплаты за чартерный рейс составит от $3500 до $10 000. То есть, если перевозчики пожелают заплатить за все свои рейсы, МАШ получит дополнительно $12 млн – $30 млн.
Генеральный представитель компании «ТЕЗ-тур» Александр Синигибский убежден, что реакция клиентов на турпакеты с ночным вылетом будет негативной, и далеко не все захотят платить дополнительные $30 за удобное время. «В этой ситуации из 25 шереметьевских рейсов нашей компании мы сможем сохранить не более трех», – говорит г-н Синигибский. Илья Иткин, генеральный директор турфирмы «ПАК-груп», также считает, что пакеты с ночным перелетом (тем более дорогие) продаются плохо. Хотя в мировой практике неудобное время вылета чартеров – обычное дело. Однако россияне привыкли к тому, что чартерные рейсы выполняются «в очередь» с регулярными, и «перестроить» их будет нелегко. Большинство операторов не сомневаются, что нововведения Шереметьева отразятся либо на норме прибыли компании, либо на стоимости турпакета. Программы сверстаны на весь сезон, и солидный оператор все неожиданные доплаты должен по идее осуществлять за свой счет. И не только впрямую. Ирина Петрова, генеральный директор турфирмы «Солвекс», к примеру, рассказала, что для своих клиентов она всегда выбирала время вылета с 11.00 до 13.00. Компания обслуживает большое количество региональных клиентов, а поезда приходят в Москву, как правило, до 8.00. Теперь же их туристам придется где-то убивать время до ночи (или приезжать в Москву накануне и платить за ночевку). Да и большинству москвичей добраться до аэропорта в ночное время иначе как на такси практически невозможно. Сотрудникам авиакомпаний и техническому персоналу за работу в ночное время тоже придется доплачивать.
При такой «ценовой политике» неизбежно вырастут и цены на билеты – правда, не столь значительно. Практически все туроператоры утверждают, что из-за жесткой рыночной конкуренции, особенно обостряющейся в летний сезон, наценка на билеты будет минимальной и вряд ли сильно отразится на стоимости тура. Кстати, с туроператорами согласен и г-н Бирюков. По его утверждению, загрузка чартерных бортов не превышает 80%. Так что у турфирм, оказывается, есть скрытые резервы.
МАШ, может, не надо?
Инициатива МАШ вряд ли удивит западных туроператоров. Для них ночные чартерные рейсы – хороший тон. Дополнительные сборы с чартеров существуют во многих аэропортах мира, но мало где превышают $15 за место. Однако новация руководства МАШ – не только дань западным традициям. Ни для кого не секрет, что Шереметьево задыхается от избытка рейсов и пассажиров. В 2001 года через этот аэропорт было выполнено 3000 чартерных рейсов. Например, в пики вылетов аэропорт обслуживал 230-240 только чартерных рейсов, которые, по выражению заместителя коммерческого директора Дмитрия Пронюшкина, «летают, когда им удобно». На чартеры приходилось 18% от общего объема обслуженных Шереметьевом рейсов (а дали они аэропорту лишь 7% от общего дохода). МАШ технически не готов к такой нагрузке. Поэтому акценты в построении нового летнего расписания смещены в сторону увеличения регулярных рейсов. Однако все шереметьевские проблемы известны давно. Почему надо было объявлять о нововведениях прямо перед началом летнего сезона? Очередная загадка, которую некому разгадывать.
И очередной козырь в колоду главного конкурента – аэропорта Домодедово. По словам гендиректора Домодедова Сергея Рудакова, привлечение чартерных рейсов – одно из стратегических направлений развития аэропорта. Летняя чартерная программа 2002 года в 2,5 раза объемнее прошлогодней, поэтому здесь подобные сборы вводить пока не собираются и с радостью примут тех, кого не устраивает новая политика Шереметьева. Кстати, первой свои чартеры в Домодедово переведет «Кавминводыавиа». Однако туроператоры сомневаются, что Домодедово сможет принять всех желающих. По словам Горина, хотя Шереметьево и создало супердефицит чартерных рейсов, перевести все чартеры в Домодедово практически нереально. Аэропорт просто захлебнется. К тому же при переводе рейсов возникают проблемы по стыковкам.
В последнее время в разделе лакомого чартерного пирога все активнее участвуют лидеры «регулярного» рынка. «Если ограничения по шумам не снимут, «Аэрофлот» усилит испанское и итальянское направления», – заявил гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов накануне вояжа Христенко в Европу. Между тем туроператоры по Испании сходятся в том, что высокие цены на рейс национального перевозчика в Барселону абсолютно не приемлемы для этого направления, завоевавшего огромную популярность благодаря относительно дешевому отдыху. А в планы «Аэрофлота» снижение цен на билеты не входит. Напротив, в этом году тарифы национального перевозчика вырастут в среднем на 6,8%. Подорожают в основном билеты в бизнес-класс на отдельных направлениях. Зато, по словам г-на Окулова, будет улучшено обслуживание, меню станет разнообразнее, а салоны – комфортнее. На все это планируется потратить около $30 млн.
О своих планах по увеличению чартерных перевозок уже объявили компании «Красэйр» и «Сибирь». В 2002 году «Сибирь» намерена выполнить из Шереметьева около 1000 чартерных рейсов и перевезти 600 тыс. – 700 тыс. пассажиров (в 2001 году – 627 рейсов и 489 тыс. пассажиров). Компания «Красэйр» намеревается перевезти более 150 тыс. пассажиров и заявила 550 международных чартеров в период с мая по октябрь. Основные направления – Греция, Тунис, Турция, Испания, Хорватия, Италия, Кипр, Португалия, Болгария.
Еще по теме
В алмазной монополии «АЛРОСА» сменилось все руководство. Новый президент компании – персона таинственная и до крайности закрытая, как и все другие новые назначенцы. Компания ничего не сообщает о своих планах на будущее. Единственное, о чем доподлинно известно: в 2002 году «АЛРОСА» сократит добычу алмазов.