Nokia меняет конкурентов
Финская Nokia в который раз за свою столетнюю историю меняет профиль деятельности. Компания продала бизнес по производству мониторов и теперь полностью сосредоточится на телекоммуникациях.
Посмотри, какой мобильный
Компания Nokia появилась в одноименном финском городке в 1865 году. Сначала она занималась деревообработкой, а потом расширилась за счет производства бумаги и резиновых изделий.
В середине XX века компания была национальным лидером в этих сферах экономики. Но с наступлением эры высоких технологий руководители Nokia решили освоить более перспективные направления бизнеса. В 1966 году компания купила производство электронных приборов, и очень кстати: эта отрасль развивалась так быстро, что к середине 70-х годов электроника стала приоритетным направлением в деятельности Nokia.
В начале 80-х финская компания начала активно продвигать свои телевизоры, а чуть позже дебютировала в секторе телекоммуникаций. В результате к 1988 году Nokia стала третьим по величине европейским производителем телевизоров и самой крупной телекоммуникационной компанией в Скандинавии.
Но в начале 90-х конкуренция среди мировых производителей телевизоров резко обострилась. Эту технику научились качественно производить многие компании, Nokia потеряла в объеме продаж, неся около $200 млн убытков в год. В 1992 году новый CEO Йорма Оллила (Nokia переманила его из Citibank) объявил о новой стратегии компании, предусматривавшей продажу большинства старых производств и сосредоточение усилий на телекоммуникациях.
С тех пор Nokia известна прежде всего как производитель мобильных средств связи и соответствующего оборудования. Скептики в начале 90-х считали, что финнам мало что светит на этом рынке, где гораздо раньше развернулись Alcatel и Siemens. Но Nokia подтвердила свою репутацию компании, которая умеет стремительно перевоплощаться.
К середине 90-х годов Nokia уже занимала двенадцатое место среди крупнейших мировых производителей телекоммуникационного оборудования. А сегодня Nokia уже третья на этом рынке после Motorola и Ericsson.
Прощание с амбициями
Пока Nokia закреплялась на телекоммуникационном направлении, одно из ее подразделений - Nokia Display Products - переориентировало производство телевизоров на выпуск компьютерных мониторов. Финские мониторы конкурировали в нише hi-end с продукцией NEC и Sony, и не всегда успешно. Все-таки у двух японских марок очень прочные позиции, да и финансовые и маркетинговые возможности этих компаний - особенно Sony - несколько выше, чем у финнов. Тем более что европейцы продвигали свои мониторы "малой кровью", больше внимания уделяя телекоммуникациям.
"Nokia - наглядный пример неправильного построения бизнеса", - говорит высокопоставленный сотрудник Thompson, имея в виду желание финской компании производить мониторы с мало известной потребителям этой продукции маркой и со слабой маркетинговой поддержкой.
Мнение о том, что производство мониторов не самая сильная стороны Nokia, было достаточно распространено в компьютерном сообществе. Поэтому весь телекоммуникационный мир давно ждал, кому Nokia продаст этот бизнес.
Время от времени в прессе появлялась неофициальная информация о переговорах с различными компаниями. Она подогревалась то сообщениями о том, что Nokia прекращает выпуск мониторов на одном из своих заводов в финском городе Сало, то новостью о свертывании производства на другом заводе - в мексиканском Рейноза. Третий свой завод в венгерском Пече Nokia в декабре прошлого года продала соотечественникам из Elcoteq - компании, которая производит электронные комплектующие.
После этой сделки от прежнего мониторного бизнеса Nokia осталось практически одно название, то есть дорогостоящая торговая марка плюс неплохая дистрибуторская сеть, через которую продается 2% всех производимых в мире мониторов.
Чтобы что-нибудь купить, нужно что-нибудь продать
Наконец на прошлой неделе свершилось: Nokia объявила о продаже Nokia Display Products вкупе с правом на использование своей торговой марки при выпуске мониторов.
Таким образом, корпорация окончательно решила сосредоточить усилия на производстве телекоммуникационного оборудования. Это сейчас наиболее динамичное направление Nokia.
"При сравнении доходности различных видов бизнеса руководство Nokia пришло к выводу, что гораздо выгоднее вкладывать деньги в телекоммуникации, нежели в компьютерное производство, - считает Федор Волков, замдиректора по развитию компании "Белый Ветер - ДВМ", занимающейся дистрибуцией мониторов в России. - Между прочим, Nokia Display Products была последним компьютерным подразделением концерна. Все остальные уже давно проданы".
Покупателем Nokia Display Products 17 января была объявлена американская ViewSonic, входящая в число мировых лидеров по продаже мониторов cреднего ценового класса. Цена сделки не разглашается.
Риск этой сделки для финской компании заключается в том, что теперь имидж ее марки зависит не только от самой Nokia. Но руководители Nokia уверены в своих партнерах.
"Бизнес Nokia Display Products при новом владельце будет развиваться хорошо, - комментирует происходящее Рейно Ланто. - ViewSonic не только не утратит наших позиций на европейском рынке, но и сможет использовать их для своей дальнейшей раскрутки. Эта сделка позволит создать весьма серьезного игрока на рынке мониторов".
VeiwSonic не имеет собственных производственных мощностей. Объявлено, что производством мониторов Nokia для новых хозяев марки будет заниматься та самая компания Elcoteq. На том самом венгерском заводе, недавно выкупленном у Nokia.
Средства, полученные от этой сделки, Nokia направит на укрепление своих позиций в телекоммуникационном секторе.
Еще по теме
Многим компаниям осложняет жизнь отсутствие высоких покровителей. Еще хуже тем, чей покровитель внезапно исчезает: были тепличные условия, а стали обычные. Такая метаморфоза сейчас происходит с сателлитами бывшего управделами президента Павла Бородина. В частности, с Международным промышленным банком.