Top.Mail.Ru
бизнес

«Норникель» встал на нейтральную сторону

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

ГМК «Норильский никель» в ближайшее время собирается выпустить первую в своей истории партию углеродно-нейтрального никеля, при этом компания токенизирует этот металл. Достичь такого результата планируется за счет модернизации энергооборудования. Кроме того, компания возлагает большие надежды на токены, которые станут альтернативным источником финансирования ГМК и дадут потребителям доступ к полной истории цикла производства металла.

О планах компании предложить рынку 10 тысяч тонн никеля без углеродного следа рассказал старший вице-президент — руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами «Норникеля» Сергей Дубовицкий.

В международной практике углеродно-нейтральными считаются продукты, при производстве которых в атмосферу не выделялись парниковые газы или производитель компенсировал загрязнение воздуха инвестициями в другие проекты, снижающие выбросы углекислого газа, и его аналоги.

«Не дожидаясь больших технологических прорывов в области снижения углеродного следа, мы сконцентрировались на конкретных компенсирующих мероприятиях, которые можем реализовать здесь и сейчас, добившись снижения выбросов», — пояснил Сергей Дубовицкий.

В 2021–2022 годах «Норникель» рассчитывает снизить выбросы диоксида углерода на 60–70 тысяч тонн. Эффект будет достигнут, например, за счет модернизации энергооборудования — замены на Усть-Хантайской ГЭС турбин на более производительные. В результате увеличится доля возобновляемых источников в выработке электроэнергии. Сейчас по группе «Норникель» он составляет 46%.

Снижению выбросов диоксида углерода также должно способствовать переоборудование части карьерной техники для использования наряду с дизельным топливом газа. Для этого к 2024–2025 году «Норникель» планирует построить завод по производству сжиженного природного газа.

«Мы предполагаем выйти к 2025 году на совокупный эффект по снижению выбросов более чем на 350 тыс. тонн ежегодно и аллоцировать (перераспределить) их на никелевые единицы в такой же пропорции», — сказал вице-президент «Норникеля».

Статус партии как углеродно-нейтральной необходим для тех потребителей никеля, которые придерживаются стандартов ESG (устойчивого развития). С их введением становится важным контроль цепочек поставок. Он позволяет быть уверенным, что экологические нормы соблюдались на всех этапах производства, при выпуске всех компонентов, например батарей для электромобилей. Обеспечить их позволяют блокчейн-технологии и токены — цифровые финансовые активы. В никелевые токены можно добавить сведения о месте добычи такого металла и о том, какие экологические нормы при этом соблюдались.

«Норникель» как производитель никеля заинтересован в том, чтобы металл покупался и поставлялся тем автомобильным концернам, которые хотят соответствия экологическим стандартам, отметил глава «Интерроса» (основной акционер «Норникеля») Сергей Батехин.

По мнению Bloomberg, решение «Норникеля» связано с призывом основателя Tesla и Space X Илона Маска добывать больше никеля «эффективно и экологически безопасным способом». Агентство уточняет, что спрос на металл для батарей растет, а никель — один из наиболее углеродоемких металлов. Объем его выбросов — 18 тонн углекислого газа на метрическую тонну.

В начале недели совет директоров «Норникеля» принял стратегию в области экологии и изменения климата. Она подразумевает сокращение вредных выбросов и восстановление земель. В стратегии 21 цель, в том числе сокращение выбросов оксида серы (SO2) и внедрение принципов Глобального Стандарта Хвостохранилищ (Global Tailings Standard).

Для достижения этих целей «Норникель» намерен реализовывать свою Серную программу, рециркулировать и повторное использовать воду.

прочитать весь текст

Никелевые токены

Первый промышленный токен палладиевый фонд «Норникеля» Global Palladium Fund выпустил в конце 2020 года. С его помощью компания перевела в цифровой формат несколько контрактов со своими крупными партнерами, среди которых — Traxys SA и Umicore SA.

ГМК выпустил токены на собственной цифровой блокчейн-платформе Atomyze, в создание которой вложились международные инвесторы. В «Норникеле» заявляли, что станут первой компанией, выпустившей обеспеченные металлами цифровые токены. Сейчас они торгуются в качестве финансовых инструментов на Лондонской и Франкфуртской биржах.

Как уточнил Батехин, форма токена удобна, когда потребитель только планирует закупки или при возникновении излишков при приобретении. «Переоформление контракта в бумажной форме — тяжелая процедура: нужно ходить и передоговариваться с поставщиком, а токены — это гибкий инструмент, который позволяет либо докупить то, что недокупили, либо продать лишнее, и все это делается в цифровой форме и достаточно эффективно», — подчеркнул он.

Atomyze — это цифровая платформа, «токенизирующая» промышленные активы при помощи блокчейн-технологии распределенного реестра Hyperledger Fabric. Платформа находится под управлением швейцарской Tokentrust AG, работающей в отрасли финансовых технологий. Эта же компания и запустила технологию.

В разработке также участвовала корпорация IBM. Ее специалисты, в частности, занимались решением механизма консенсуса BFT (Byzantine Fault Tolerant), который позволяет на базе Hyperledger Fabric реализовать систему с открытой моделью управления пользователями. Также Atomyze запустили в публичном облаке IBM Cloud. 

Налог и цифровой актив

Несмотря на торги токенами «Норникеля» на европейских биржах, в России работа Atomyze была недоступна, хотя и получила одобрение ЦБ. Регулятор отмечал, что полноценное использование платформы станет возможным только после принятия в РФ закона «О цифровых финансовых активах». Он вступил в силу 1 января 2021 года.

«Благодаря тому, что закон о ЦФА принят, наш проект Atomyze, который сейчас работает за рубежом, уже подал заявку на лицензию в Центральный банк. Мы надеемся, что ЦБ такую лицензию выдаст, и тогда весь бизнес, который развивается сейчас за рубежом, сможет прийти в Россию», — сказал Батехин в рамках ПМЭФ. Однако, по его словам, закону необходимы поправки, иначе «эта модель работать не будет».

Согласно закону в момент выпуска цифровых финансовых активов нужно сразу же заплатить 20-процентный налог на прибыль, что является фактически налогом с оборота, объяснил глава «Интерроса». Однако надежду дают обсуждения данной проблемы между бизнесом и ЦБ, Федеральной налоговой службой, Минфином. Батехин убежден, что в случае запуска механизма токенизации в текущем году Россия не будет отставать от технологичности швейцарского или американского бизнеса.

Кроме того, «Норникель» готовит умные контракты для углеродно-нейтрального металла.