Носом в калий
Однако оказалось, что "Уралкалию" тягаться с тем же "Газпромом", вынудившим белорусские власти продать газотранспортную систему страны, сложно. Если "Белтрансгаз" обошелся "Газпрому" в $5 млрд, то за контроль над Белорусской калийной компанией глава соседнего государства требует не менее $30 млрд. Конечно, ранее назывались и гораздо более серьезные суммы за "Белтрансгаз", доходившие до $40 млрд, но для того, чтобы снизить цену, оказалось достаточно небольшого давления на Минск.
По всей видимости, по аналогичному пути решили пойти и владельцы "Уралкалия". На днях они выдвинули Минску ультиматум, точнее, демонстративно разорвали отношения. Это, впрочем, нельзя назвать окончанием сотрудничества, скорее всего, имеет место резкий ход в большой игре за активы. "Сделка стоимостью $30 млрд была сорвана по инициативе белорусских властей, не пожелавших в итоге расставаться с контрольным пакетом, - говорит аналитик финансовой компании Aforex Нарек Авакян. - Думаю, эта мера направлена на принуждение к продаже, вряд ли тут идет речь о глобальном переустройстве мирового калийного рынка, так как его объем небольшой - порядка $15 млрд". Хотя цены на калий на глобальных рынках, вероятно, действительно упадут в ближайшие шесть месяцев на 15-20%, так как "Уралкалий" и другие ведущие производители планируют нарастить производство для экспорта в Китай. В Белоруссии решение о разрыве отношений называют не иначе как "провокацией". "Считаем, что в решении "Уралкалия" также публично проявилось негативное отношение данной компании к партнерским отношениям с белорусской стороной в рамках БКК, которое прослеживалось в ведении бизнеса российской стороной в течение последних лет", - заявил представитель "Белнефтехима". По его словам, в белорусской компании решение "Уралкалия" оценивают как крайне непрофессиональное и преследующее личные интересы владельцев российской компании. В самом "Уралкалии" затруднились ответить на претензии белорусской стороны. Представитель компании Ольга Ильина отметила, что руководство в отпуске и, кроме фраз, составляющих официальный пресс-релиз, она добавить больше ничего не может Тем временем белорусская сторона заявляет, что сотрудничество с Россией ей не особенно и нужно: "Беларуськалий" нашел нового трейдера взамен Белорусской калийной компании (БКК), которой на паритетных началах владел с "Уралкалием". "Беларуськалий" уже подписал рамочное соглашение о совместных продажах удобрений с катарским трейдером Muntajat. Но этот демарш с российской стороны ударил не только по политическим отношениям между двумя государствами, так как в полемику очень быстро включились первые лица, но и по владельцам "Уралкалия".
Буквально через неделю после объявления о разрыве отношений с БКК крупнейший акционер "Уралкалия" Сулейман Керимов де-факто объявил о сворачивании своего масштабного проекта в сфере футбола. Было объявлено о сокращении бюджета команды "Анжи" примерно в три раза. Директор консалтинговой IRP Group Булат Столяров полагает, что Сулейману Керимову потребовались свободные средства на случай предъявления претензий кредиторов, ссужавших деньги под акции "Уралкалия". В ближайшее время по ним не исключен margin-call. Так что "Уралкалий" затеял весьма опасную игру: такого "авторитета", как у "Газпрома", у него нет, поэтому тягаться с белорусским Батькой может оказаться себе дороже.
Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал":
"Ключевой причиной отказа "Уралкалия" от сотрудничества с Белорусской калийной компанией стало изменение ценовой политики БКК. После того как президент Беларуси Лукашенко подписал указ о лишении БКК привилегированного статуса монополиста в индустрии калийных удобрений, БКК стала демпинговать, продавая ценный товар через все доступные каналы. В качестве ответной меры "Уралкалий" также отказался от дальнейшего сотрудничества и, более того, взял курс на еще более агрессивный демпинг, планируя получить выигрыш за счет наращивания объема продаж. Помимо этого, важно отметить, что ключевые импортеры калийных удобрений все меньше соглашаются на долгосрочные контракты с фиксированной ценой за тонну (минимум один год) и уходят на спотовые рынки в поисках более выгодных предложений. Вкупе с ценовой нестабильностью на рынке калийных удобрений этот фактор определяет необходимость в формировании более эффективного и гибкого менеджмента для осуществления возможности сыграть на растущем объеме продаж при снижающейся цене".
Павел Гагарин, председатель совета директоров АКГ "Градиент Альфа":
"До недавнего времени на рынке калийных удобрений и смежных продуктов существовал статус-кво, согласно которому игроки производили ровно столько, сколько было нужно для удержания относительно высокой цены. БКК нарушила договоренность с "Уралкалием" и начала продавать калий через независимых трейдеров. Поэтому никакого смысла продолжать удерживать производство для того, чтобы удерживать цены, у "Уралкалия" не было. К тому жеу него есть избыточные мощности, что позволяет ему легко нарастить производство. Мне кажется, что снижения цен на калийные удобрения на 25%, как прогнозирует "Уралкалий", не произойдет. Мой прогноз, если ничего принципиально не изменится: через год-два снижение составит 15-20%. На удержание цен от падения будет играть уход с рынка части игроков, которые не выдержат конкуренции. В целом рынок станет более конкурентным, так как будет жить по рыночным правилам. В ближайшем будущем, как я уже сказал, уход с рынка игроков, стоимость калия у которых сильно выше, чем у "Уралкалия". И соответственно снижение цены на 15-20% в перспективе одного-двух лет".
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":
"Что касается перспектив "Уралкалия" и его производственных и финансовых результатов, то, несмотря на произошедшее некоторое время назад снижение котировок бумаг компании, в целом ситуация в ближайшие месяцы может выровняться. Во-первых, этому будет способствовать заключенное соглашение на поставку 500 000 тонн удобрений в КНР до конца года. Во-вторых, снижение спотовой стоимости на хлористый калий до $300 за тонну, которое может произойти в ближайшее время, и об этом говорят в самом "Уралкалии", способно положительно сказаться на всем рынке калийных удобрений, так как потребители будут готовы приобретать калий по этим ценам, и спрос на него может вырасти. Это относится к ключевым потребителям - Индии и Китаю, население которых растет, и вопрос обеспечения жителей этих стран продовольствием стоит как никогда остро: урожайность сельхозкультур надо повышать. Кроме того, поддержку рынку хлористого калия могут оказать страны Латинской Америки, в частности Бразилия, где потребности в удобрениях также растут. Так что еще не все потеряно, и во второй половине года, несмотря на снижение производства хлористого калия в первой половине года, "Уралкалий" может либо продемонстрировать результаты деятельности, аналогичные результатам 2012 г., либо они будут лишь немного ниже показателей 2012 г.".
Юлия Гапон, начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина":
"Из-за изменений в законодательстве Беларуси "Беларуськалий" и БКК потеряли исключительное право на экспорт калийных удобрений. Маленькая поправка расширила список поставщиков до бесконечности. В новой редакции главного законодательного акта, регламентирующего экспорт минеральных удобрений из Беларуси, в этот перечень добавились и "иные организации, определенные Президентом Республики Беларусь". Из преамбулы указа, которая звучит так: "...с учетом экономических интересов Республики Беларусь", ясно следует бенефициар решения. Понятно, что в такой ситуации уже невозможно согласовывать ни цены, ни объемы поставок, а значит, и влиять на ценовую конъюнктуру рынка. Хочу отметить, что "Беларуськалий" для Беларуси - не то же, что "Уралкалий" для России. Полагаю, в случае дальнейшего обострения конфликта господдержка будет разной".
Еще по теме
Возможность хранить сбережения в драгоценных металлах - золоте и серебре - теперь предлагает своим клиентам Альфа-банк.
Многим российским пользователям жизнь без Интернета уже кажется невозможной
Начав с ремонта телег, братья Мак встали у истоков одного из самых узнаваемых транспортных брендов Америки - грузовиков Mack. Семейное предприятие на протяжении более чем века выпускало весь спектр грузового транспорта - от легких машин до карьерных самосвалов, постепенно расширяя рынок. Эмблема Mack в виде бульдога и по сей день олицетворяет силу и внушительность американского автопрома.