Ноу-хау за миллиард
Министерство экономического развития РФ, глядя на статистику по объемам производства в легкой промышленности, несколько лет не наблюдает значительного роста, а в 2012 г. и в первом полугодии 2013 г. и вовсе отмечает сокращение объемов.
Чтобы хоть как-то стимулировать отрасль, правительство предлагает выделить 1,5 млрд руб. недавно созданному Инновационному научно-промышленному центру текстильной и легкой промышленности, куда вошли шесть отраслевых НИИ. На эти деньги ученые будут создавать новые разработки и предлагать их рынку. Правда, информация о том, какие именно ноу-хау выйдут в свет, отсутствует. Да и в ситуации, когда в стране легкая промышленность фактически не развивается, разработчикам новых материалов и технологий найти потребителей на внутреннем рынке вряд ли удастся.
Любые инициативы государства по развитию отрасли похвальны, но все же более эффективно начинать восстановление именно с производства. Есть крупные фабрики - будет и заказ на новые материалы и новые технологии, и бизнесмены сами начнут инвестировать в разработки, чтобы повышать конкурентоспособность своих компаний.
Объем российского обувного рынка в 2012 г. составил около $30 млрд, или 450 млн пар обуви. На внутреннее производство приходится не более 15-20%, при этом половина этого объема - обувь по госзаказам. Однако в России есть готовый рынок потребителей обуви - это 140 млн человек, и каждый из них приобретает три пары обуви в год. И у национального производства имеются все шансы занять не менее 50% рынка.
На российском обувном рынке есть удачные примеры производственных проектов, когда компании создают конкурентоспособный продукт. Например, "Юничел" и Ralf Ringer. Секрет их успеха заключается в том, что у этих компаний есть не только производство, но и готовые каналы сбыта в виде собственных сетей магазинов (у "Юничел" их более 400, у Ralf Ringer - свыше 100), и, как результат, отличное знание рынка и потребителя. А вот пример из нашей практики. Сейчас у нас в работе проект обувной фабрики в Черкесске, включенный в программу развития СКФО. Проект проходит конечный этап получения госгарантий. Благодаря этому нам удалось договориться с банком о предоставлении инвесткредита на пять лет.
Тем не менее десяток компаний не создают отрасли. Нужны новые инвесторы и новые проекты. И на рынке есть предприниматели, которые стремятся развивать производство в легпроме, но их останавливает огромная стоимость инвестпроектов и пугающие сроки окупаемости. Так, для того, чтобы построить кожевенный или меховой завод, нужно инвестировать минимум $50 млн только в оборудование. При этом окупаемость проекта составляет семь-десять лет. Но как вкладываться в такой проект, если банки дают кредит максимум на три-пять лет и требуют твердые залоги?
При этом такая политика банков - тоже вынужденная мера. Обжегшись во время кризиса, Центробанк опасается возможных дефолтов финансовых организаций, поэтому банки выставляют жесткие требования к залогам и текущим финансовым показателям предприятия.
Чтобы начать восстанавливать обувную отрасль, государству вовсе не обязательно вкладывать миллиарды. Финансировать инвестиционные проекты должны профессиональные банкиры. А задача государства - создать условия для того, чтобы банки не боялись долгосрочных инвестиций. В этом случае эффективно работает инструмент госгарантий. Во-первых, это не создает дополнительной нагрузки на бюджет, а во-вторых, реально помогает привлечь банковское финансирование под крупные проекты.