Ноутбук не нужен

08.09.201400:00

Во II квартале российский рынок персональных компьютеров рухнул на 20%, украинский - на 66,5%. Таким образом, РФ и Украина здесь идут вразрез с общемировыми трендами. 

Если в целом, то в начале 2014 г. сегмент ПК в глобальном масштабе неожиданно немного подрос, а вот на нашем и украинском рынках, переживающих непростые времена, он продемонстрировал обратную динамику.


Падающего толкнули

По данным аналитической компании IDC, во II квартале 2014 г. поставки ПК на российский рынок упали на 19,4%. Ситуация на украинском рынке персональных компьютеров и вовсе выглядит катастрофической: поставки ПК в неспокойную страну упали на 66,5%. В целом же эти два рынка стали "лидерами" по объемам падения во всей Центральной и Восточной Европе.

Эксперт компании ITResearch Василий Мочар сказал "Ко", что на падение компьютерного рынка в РФ оказало влияние несколько факторов. "На 30% на ситуацию повлияло общее замедление темпов роста экономики, на 15% - затраты на Олимпиаду в Сочи, на 30% - украинский фактор, оборачивающийся снижением инвестиционного горизонта и нервозностью бизнеса", - объясняет эксперт. И добавляет: "В значительной степени на ноутбуки оказывают давление планшеты, хотя в последнее время этот фактор сходит на нет. Кроме того, бизнес не хочет переходить на малопривлекательную ОС Windows 8 (10%)". Василий Мочар оговаривается, что проценты эти условные - они показывают значимость разных факторов на падение рынка, по оценке ITResearch.

Стоит отметить еще несколько характерных трендов. Сегмент настольных ПК чувствует себя увереннее, чем отрасль в целом: поставки настольных ПК снизились всего на 12,3%.

А вот продажи ноутбуков просели уже 22,7%, до 1,3 млн штук, подсчитали аналитики из IDC. О чем это говорит? О том, что спрос на рабочие настольные компьютеры хоть и ниже, но стабильный.

Но то, что происходит с рынком на Украине, вообще похоже на национальную катастрофу. "В России и на Украине спрос на ПК в потребительском сегменте упал из-за нестабильной экономической и политической ситуации", - констатирует помощник вице-президента IDC Стефания Лоренц.

На проседание рынка в РФ оказало негативное влияние сразу несколько факторов, утверждают в аналитической компании Gartner. Во-первых, отечественный валютный рынок в последнее время серьезно лихорадит: курс рубля по отношению к доллару и евро может менять свое значение несколько раз за день. Рынки не любят нестабильность. А когда такое происходит, население тоже старается не совершать необязательных покупок.

Во-вторых, Россия во II квартале могла столкнуться с дефицитом техники. Дело в том, что в последнее время быстро росли рынки Западной Европы. Та же компания Acer сделала все, чтобы нарастить объемы поставок в Европу, но Россию проигнорировала, так как ожидала, что спрос здесь будет замедляться. Данных по тому, объемы продаж каких компаний и брендов в нашей стране упали сильнее всего, IDC и сотрудники других аналитических компаний не приводят.

Для сравнения: за отчетный период рынки Центральной Европы просели в среднем на 13,2%, а рынки Западной Европы прибавили 25%.

Наконец, в-третьих, Россия все еще остается на мировой экономической карте развивающимся рынком, а на таких рынках потребители все реже отдают предпочтение традиционным персональным компьютерам и все чаще предпочитают планшеты.


Планшеты против ПК

Компания "Связной" недавно отчиталась, что продажи планшетов в РФ в первой половине 2014 г. выросли сразу на 37% в штучном выражении. Если считать в деньгах, то прирост менее ощутимый - 5%. Но он есть!

Газета The Wall Street Journal замечает, что если считать не отдельно продажи ПК, а продажи всех электронных устройств с операционными системами, то окажется, что в штучном выражении их продажи в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 10%. Фактически мы наблюдаем смещение потребительских предпочтений на развивающихся рынках с ПК на планшеты и смартфоны.

Аналитик IDC Джей Чоу и вовсе говорит о том, что сильнее всего проседают продажи дешевых и средних по цене ноутбуков. Их чаще всего меняют на планшеты. Что касается дорогих ПК, то спрос на них относительно устойчив.

На то, что в России планшеты постепенно вытесняют ПК, хотя на развитых рынках этого не происходит, обращает внимание и старший аналитик Gartner Микако Китагава. Эксперт также замечает, что никаких гарантий того, что развивающиеся рынки пойдут вскоре вслед за развитыми, нет. Сегментация тут может быть такой: в богатых странах будут лучше продаваться персональные компьютеры - десктопы и ноутбуки, а в бедных потребители сделают акцент на планшеты и, не исключено, на недорогие смартфоны. "Возможно, причина еще и в том, что на рынках Северной Америки и Западной Европы традиционно большое влияние имеет корпоративный сегмент. Компьютеры для работы здесь покупают чаще" - говорится в The Financial Times. Василий Мочар замечает, что на Западе рынок демонстрирует положительную динамику, но это, скорее, "не положительный тренд, а коррекция".


Дождаться конца кризиса

Аналитик УК "Финам менеджмент" Максим Клягин уверен, что "после значительной коррекции, наблюдавшейся в течение предыдущих нескольких лет, на глобальном рынке персональных компьютеров наблюдается новое равновесие". "Замедление нисходящего тренда, стабилизацию и незначительный рост поставок от года к году в 2014 г. фиксируют все профильные измерения. На отдельных локальных рынках ситуация выглядит даже более позитивно. Так, на развитых рынках, по экспертным оценкам, продажи растут в среднем на 10% в основном за счет снижения конкуренции со стороны планшетных устройств (на фоне постепенного насыщения) и расширения спроса со стороны корпоративного сектора в результате восстановления экономики и обновления парка устройств", - объясняет эксперт.

В общем, аналитики заключают, что если в богатых странах потребители чаще выбирают дорогие, но функционально более продвинутые ПК, то на развивающихся рынках - дешевые и компактные планшеты. Это подтверждают и цифры: в 2013 г. рынок персональных компьютеров в России упал на 27%. В Gartner прогнозируют, что по итогам всего 2014 г. продажи ПК, включающие в себя продажи десктопов, ноутбуков и ультрабуков, в РФ упадут как минимум на 2,9%. Хуже всего то, что падение рынка наблюдается уже не первый год. В 2013 г., например, по оценкам IDC, продажи ПК упали в России на 27,2%, до 10,24 млн штук. Тренды в прошлом году примерно те же, что и сейчас: рынок настольных компьютеров пострадал меньше (минус 15,8%, 3,58 млн штук), сегмент ноутбуков сильнее (минус 32,1%, 6,65 млн штук). В 2013 г. росли только продажи планшетов: их было реализовано 8,58 млн штук, в штучном выражении рынок вырос сразу на 108%.

"Важным фактором сохраняющейся коррекции выступают общая негативная макроэкономическая конъюнктура и падение располагаемых доходов, а также последствия геополитического кризиса в части ослабления рубля и некоторого роста средних цен, что в совокупности сильно тормозит спрос. Скорее всего, по итогам года тренд останется тем же", - резюмирует Максим Клягин.

Тем не менее надежды на лучшее аналитики сохраняют. По мнению Максима Клягина, "позитивные изменения будут связаны с выходом из локального кризиса и восстановлением потребительской активности". А вот возможный выход Windows 9 эксперт считает "второстепенным фактором" .


Константин Шиян