Ноутбуки меняют ориентацию

21.09.199900:00

Участники рынка ноутбуков утверждают, что данный сектор рынка за прошедший после кризиса год вышел почти на предкризисный уровень. Ноутбуки на рынке hi-tech стоят особняком. Главная и определяющая их особенность - высокая цена ноутбуков (от $1000 и выше) относительно настольных компьютеров.

Дорогой товар с высокой нормой прибыли привлекает "серых" импортеров. Именно "серые", а не "белые" игроки определяют погоду в секторе ноутбуков на российском рынке. Высокая цена ноутбуков имеет еще одно следствие: в этом секторе существуют стабильный спрос (и столь же стабильное предложение) на ноутбуки second hand. Третий специфический момент - малая чувствительность сектора ноутбуков к внешним раздражителям. Это связано с составом покупателей портативной техники. Одну группу образуют крутые пользователи, которые приобретают ноутбуки "для имиджа" и чья покупательская способность не зависит от "плохой погоды" на рынке. Другую группу составляют компании и физические лица, которым портативные компьютеры нужны для разъездной работы. Как правило, в этом случае приобретение ноутбука диктуется крайней необходимостью, а если ноутбук нужен позарез, то покупатель приобретет его независимо от экономической ситуации.

Это не значит, что рынок ноутбуков способен устоять в любой ситуации. В результате прошлогоднего финансового кризиса сектор ноутбуков просел, как и любой другой рынок. По мнению управляющего компании "Камелот" Максима Зайцева, "произошло резкое - в три раза - падение спроса на дорогие ноутбуки и в два раза - на недорогую технику". Однако темпы послекризисного подъема рынка портативной техники превышают темпы роста на компьютерном рынке в целом. "Скорость восстановления рынка ноутбуков после финансового кризиса значительно выше, чем у рынка персональных компьютеров. Настольный компьютер и ноутбук - товары разных потребительских групп и разных объемов продаж. Состоятельные компании и частные лица быстрее других адаптировались к новым реалиям, - утверждает Юрий Студеникин, генеральный менеджер российского представительства Acer. - Продажи ноутбуков Acer практически вернулись на докризисный уровень".

У других участников рынка оптимизма меньше. Юрий Раздин, директор компании TerraNet заявляет: "Небольшой послекризисный подъем чувствуется, но прежнего объема продаж нет". Максим Зайцев считает, что "объем постепенно восстанавливающегося рынка приближается к показателям прошлой весны" (до 6 тыс. машин в месяц. - "Ко"). Факт подъема рынка ноутбуков заметили и другие операторы, но оценки этого явления пока сдержанные - говорить о стабилизации преждевременно.

Одним из результатов кризиса стало изменение структуры спроса. Как и в других секторах компьютерного рынка (См. "Ко" № 22 от 21 июня 1999 года), в секторе ноутбуков провалилась ценовая середина. Спрос сохранился в двух ценовых категориях: продаются самые дешевые (до $1,5 тыс.) и самые дорогие модели (от $2 - 3 тыс.). Продажи же в средней ценовой нише минимальны. Алексей Спеваков, заместитель директора компании Nexus, видит три бестселлера в секторе ноутбуков, два из которых находятся в нижнем ценовом диапазоне, а один - в верхнем: "Есть спрос на ноутбуки, бывшие в употреблении, на недорогие новые машины и модели high end".

Чем объясняется такое расслоение ? Спрос в секторе low end формируется потребностью в "рабочих лошадках" - ноутбуках, которые клиент покупает в случае крайней необходимости. Эта техника должна соответствовать минимальным рабочим требованиям, поэтому количество "наворотов" здесь невелико и цена ноутбука невысока. Спрос же на дорогие модели можно объяснить имиджевыми потребностями некоторых категорий покупателей: руководитель крупной компании не должен снисходить до тайваньского ноутбука. В настоящее время на российском рынке ноутбуков работают до 50 крупных компаний. Благодаря их усилиям российские потребители получают ежемесячно до 6 тыс. портативных компьютеров средней стоимостью $1,5 - 1,7 тыс. Примерно 20% продаваемой техники имеет брэнд Toshiba; порядка 10% - 15% - RoverBook; по 10% приходится на Compaq, IBM и Sony. Операторы считают, что рынок ноутбуков восстанавливает свой объем быстрее других сегментов рынка hi-tech и почти достиг докризисного уровня. Эксперты Internarional Data Corporation (IDC) так не считают: по их данным, во втором квартале 1999 года рынок ПК по сравнению с аналогичным периодом 1998 года просел на 18,8%, а рынок ноутбуков - на 41,7%. Такая разница в оценках, скорее всего, обусловлена принципиальной невозможностью точно определить объемы "серых" поставок.

Таким образом, в секторе ноутбуков сегодня происходят очень существенные изменения. "Наметилась тенденция к превращению ноутбука в стандартный товар. Покупателя начинают прежде всего интересовать потребительские свойства ноутбука, его пригодность для решения практических задач, а не то, что находится у машины внутри", - говорит Алексей Спеваков. Иными словами, сектор портативных компьютеров как бы отдаляется от традиционного компьютерного рынка и приближается - по крайней мере, по некоторым параметрам - к рынку оргтехники.

Операторы уверенно прогнозируют, что в России рынок ноутбуков будет расти быстрее, чем рынок компьютеров. Вот что думает по этому поводу Юрий Студеникин: "В мире доля ноутбуков составляет до 30% всего парка компьютеров, а у нас - менее 10%. Перекос этот будет плавно выправляться, и темпы роста рынка ноутбуков превысят "общекомпьютерный" рост".

Такой стратегический прогноз, по мнению других участников рынка, имеет под собой основу. Некоторые операторы рынка связывают предстоящее увеличение продаж ноутбуков с конкретными событиями конца года. "Можно предположить, что перед выборами этот рынок немного вырастет в связи с предвыборными акциями, при проведении которых нужны мобильные компьютеры", - считает Юрий Раздин. Еще один оптимистичный прогноз принадлежит Максиму Зайцеву: "Как и в других областях компьютерного бизнеса, сезонные колебания сильно влияют на объемы продаж, пик которых, как обычно, должен прийтись на предновогодние недели. Обычно фирмы делают в декабре оборот, вдвое превышающий среднемесячный показатель". Декабрьскому всплеску продаж помимо праздничной версии есть еще одно объяснение - бюджет. К концу года у бюджетных организаций остается некоторое количество неизрасходованных средств, которые нужно истратить, чтобы в следующем году бюджет не был урезан на сумму этого остатка. В этом случае мобильный компьютер - наилучший объект для вложения средств. Во-первых, он дороже настольного, что удобно для клиента, намеренного "потратить деньги, чтобы потратить их". Во-вторых, фискальным органам очень сложно проверить, используется ли портативный компьютер в работе или лежит мертвым грузом.